Содержание

Ремонтируем обогреватели самостоятельно

Как отремонтировать масляный обогреватель своими руками

Маслонаполненные электроотопители – популярные в быту агрегаты, характеризующиеся высокой долговечностью, так как производство их осуществляется в промышленных условиях с использованием современных технологий. Однако эти электроприборы не рассчитаны на противостояние всем нештатным ситуациям в быту и всё же выходят из строя.

Устройство даже самого современного агрегата позволяет в отдельных случаях выполнить ремонт масляных обогревателей самостоятельно.

Рассмотрим этот популярный бытовой отопитель в ракурсе оценки возможности его восстановления после выхода из строя, так как отремонтировать масляный обогреватель нужно с гарантией безопасности его дальнейшей эксплуатации.

Распространённые неисправности масляного обогревателя, их признаки и способы ремонта

Устранение неисправности маслонаполненного электроотопителя, как и ремонт инфракрасного обогревателя любого другого вида, требует наличия определённых навыков и соблюдения ряда правил.

Важно! При выходе из строя любого из элементов конструкции масляного обогревателя эксплуатация отопителя должна быть прекращена до устранения неисправности.

Фактическое изображение одной из моделей масляных обогревателей с перечнем устройств наружного оснащения

Прежде всего, следует сознавать, что восстановление работоспособности большинства комплектующих этого обогревательного прибора в домашних условиях невозможно или же требует профессиональных знаний и навыков. Экспериментирование с вышедшими из строя электрическими узлами чревато непредсказуемыми последствиями (электротравма, термотравма, пожар, взрыв), поэтому ремонтировать масляный обогреватель своими руками, не имея профессиональной подготовки, в большинстве случаев следует лишь путём замены пришедшей в негодность детали.

Кроме того, при ремонте электроотопителя необходимо выполнение следующих правил:

  • прибор должен быть выключен из розетки;
  • обогреватель должен быть остужен до комнатной температуры;
  • оснащение прибора самодельными комплектующими запрещено;
  • следует избегать контакта трансформаторного масла с телом, а также с изоляцией проводки;
  • замена штатного сетевого электрокабеля с заземляющей жилой на провод без заземления запрещена.

Протечка масла

Нарушение герметичности масляного радиатора происходит обычно при его механическом повреждении или в результате коррозии, вызванной дефектом защитного лакокрасочного покрытия.

Когда давно используемый, привычный масляный радиатор потёк, возникает естественный вопрос, что делать, почему бы не попробовать восстановить его герметичность своими руками?

Однако, ремонт инфракрасного обогревателя своими силами в случае протечки возможен лишь при условии, что прибор — агрегат отечественного производства старого образца со стальным радиатором плоского исполнения и съёмным ТЭНом.

Плоские масляные электроотопители отечественного производства с радиаторами из стали

Для производства ремонта от корпуса прибора отсоединяется блок управления, под которым расположен ТЭН. Затем нагреватель после отсоединения контактов выкручивается, и масло через монтажное гнездо сливается в чистую ёмкость. Остаткам масла дают стечь, после чего радиатор заполняют водой, чтобы исключить воспламенение внутри него масла.

Толщина стенок таких радиаторов составляет 1-1,2 мм, что позволяет использовать электросварку. Место протечки на корпусе зачищают болгаркой со шлифовочным диском или вручную – грубой наждачной бумагой. В зависимости от места и размера повреждения, вырезают латку из стали соответствующей толщины, накладывают её на отверстие и обваривают с помощью полуавтомата Kemppi.

Аппараты Kemppi разных моделей для полуавтоматической электросварки в бытовых условиях

Сварочный шов зачищают и шлифуют, после чего при необходимости проваривают ещё раз. После обезжиривания место ремонта окрашивают термостойкой краской, например, Rustins High Heat Black Pain.

Важно! Если обогреватель окрашен по порошковой технологии, то при производстве ремонтных работ нужно стремиться к минимальным повреждениям покрытия – в бытовых условиях восстановить его невозможно.

Термостойкая краска Rustins High Heat Black Pain в расфасовке малого объёма

После высыхания краски радиатор заполняют на 80% маслом, и обогреватель собирают в обратном порядке.

Если масляный отопитель до выполнения ремонта щёлкал при нагреве, не стоит ожидать, что щелчки пропадут после восстановления герметичности – сопряжения деталей корпуса деформируются при повышении температуры и при этом потрескивают.

Ремонт радиаторов ребристых масляных обогревателей не целесообразен, так как изготовлены они из тонкой листовой стали с использованием лазерной сварки. Восстановление герметичности таких резервуаров технически сложно, в бытовых условиях не гарантирует успеха или по затратам сравнимо со стоимостью нового обогревателя. Кроме того, если ТЭН является несъёмным, то слить масло можно через повреждение, а вот залить его обратно уже не будет представляться возможным.

Отсутствие нагрева

Технически исправный маслонаполненный бытовой отопитель при включении в сеть негромко трещит. Этот фактор не опасен, так как обусловлен лишь расширением сборного корпуса агрегата, который щёлкает при нагреве.

Если же после включения агрегата и установки нужных значений мощности и температуры отопительный прибор бесшумен, значит, нагрева радиатора не происходит, и неисправность следует искать в электрической части.

Прежде всего, визуально осматривают целостность электрокабеля. Если видимых повреждений нет, необходимо сначала демонтировать с нижней части корпуса агрегата стойки с колёсами.

Затем нужно отсоединить от радиатора блок управления, для чего на нём сверху отвёрткой поддевается и снимается штатная табличка с надписью Do not cover, под которой находятся винты крепежа.

Место размещения крепления винтов блока управления к корпусу

Отвинтив крепёж сверху, в нижней части блока управления также отдают винты или отстёгивают фиксирующие пружины (в зависимости от модели), с ребра стыка блока с радиатором снимают обечайку, и демонтированный узел укладывают внутренней стороной наружу.

Последовательность демонтажа блока управления с корпуса масляного обогревателя

Производят визуальный осмотр целостности проводки и изоляции, а также качества контактов в местах соединения проводов, обращая внимание на участки с изломами и окислением. Провод с явным внутренним повреждением заменяют на новый, окисленные контакты разбирают, зачищают наждачной бумагой и собирают заново.

По окончании визуального осмотра приступают к «прозвонке» комплектующих с помощью тестора – мультиметра, которую начинают с тестирования жил участка провода от вилки до ближайшего соединения. Операция упрощается разными цветами жил в кабеле электроприбора, что позволяет легко отследить направление проводки.

Звуковой сигнал тестора свидетельствует о целостности прозваниваемого участка, отсутствие сигнала – о повреждении.

Начальный этап прозвонки масляного обогревателя с помощью мультиметра – участок от вилки до ТЭНа

Замена трубчатого нагревателя

ТЭН, кроме нагревательных элементов, оснащён снаружи предохранителями по току и температуре, наличие которых нужно учитывать при прозвонке. Не исключена вероятность ситуации, когда при исправном ТЭНе сгорел один из этих предохранителей, или даже вышли из строя оба.

Предохранители ТЭНа: слева – по температуре, справа – по току

Если тестирование всё же выявило выход из строя трубчатого нагревателя, то дальнейшие действия зависят от способа установки ТЭНа в радиаторе. Резьбовое крепление нагревателя при отсутствии вальцовки позволяет выполнить его замену. В этом случае ТЭН выкручивается из радиатора, и взамен него с заменой уплотнительной прокладки устанавливается нагреватель с идентичными параметрами по мощности и температуре отключения.

Трубчатый электронагреватель резьбового способа установки в отопительный агрегат

При несъёмном варианте установки нагреватель завальцован в гнезде радиатора. В бытовых условиях развальцевать старый и установить новый ТЭН, выполнив его герметичную вальцовку, очень сложно, поэтому следует подумать о покупке нового масляного отопителя.

Неисправность регулятора температуры

Тестирование этого узла выполняется следующим образом:

  • прозванивают участок цепи от вилки до терморегулятора;
  • регулятор устанавливают на минимальное значение температуры и тестируют – цепь должна быть разомкнута;
  • во время включения каждого из нагревателей в отдельности, а также двух ТЭНов одновременно при установке регулятора температуры в отличное от нуля значение цепь должна быть замкнута.

Вид изнутри терморегулятора бытового масляного обогревателя Sinbo мощностью 2 кВт

Если прозвонка терморегулятора показала его неисправность, то есть, масляный обогреватель не реагирует на переключение режимов мощности или изменение температуры поворотом маховика, устройство необходимо заменить, так как диагностика его технических характеристик с последующим ремонтом по результатам проверки в промышленных условиях не целесообразны, а сделать это в бытовых условиях крайне сложно.

При отсутствии неисправностей регулятор очищают от пыли, а контакты подтягивают.

Выход из строя биметаллической пластины

Вопрос, может ли взорваться масляный обогреватель, актуален, так как давление масла в радиаторе достигает высоких значений, а воздушная «подушка» в виде 20% его объёма имеет всё же ограниченный потенциал. Чтобы этого не произошло, в конструкции отопителя присутствует термореле, которое должно отключить обогреватель при перегреве.

В обычных условиях это реле, представляющее собой биметаллическую пластину, должно замыкать электрическую цепь. Если же мультиметр констатирует разрыв цепи в этом термопредохранителе, то его также следует заменить на новый с идентичными характеристиками.

Прозвонка термореле маслонаполненного отопителя и внешний вид термореле

Масляные обогреватели взрываются крайне редко именно потому, что имеют несколько степеней защиты, дублирующих друг друга, а вероятность одновременного выхода из строя всех устройств, обеспечивающих безопасность, мала.

Читать еще:  Реальное потребление электроэнергии кондиционером

Отсутствие отключения обогревателя при опрокидывании

Размыкание электрической цепи при наклоне масляного отопителя или его опрокидывании обеспечивается устройством, принцип действия которого основан на наличии в его конструкции подвешенного грузика, который при отклонении агрегата от вертикали сохраняет своё положение.

Вариант оснащённости масляного обогревателя устройством размыкания цепи при опрокидывании прибора – отвес с металлической гирькой

Тестирование этого устройства производится путём отклонения обогревателя от вертикали вручную. Если отключения прибора не происходит, элемент необходимо очистить от пыли и расходить, а лучше — заменить новым, установка которого не представляет труда.

Следует отметить, что при выходе из строя защитного выключателя масляный отопитель не взрывается – при перегреве ТЭНов, не покрытых маслом, срабатывает термозащита трубчатого нагревателя, или же электрическую цепь размыкает термореле.

Заключение

Масляный радиатор – устройство, самостоятельно диагностировать неисправность которого вполне реально, но ремонт этого прибора своими силами лучше минимизировать до замены вышедших из строя деталей новыми, так как особенности эксплуатации (фактор опасности использования электрического тока, высокие давление и температура масла) требуют профессиональных навыков и повышенного внимания к выполнению работ.

Получить лучшее представление о ремонте маслонаполненных ИК-обогревателей поможет видеоролик:

Ремонтируем обогреватели самостоятельно

Вопрос, как произвести ремонт бытовых обогревателей различных типов, задается достаточно часто, поскольку эти приборы используются повсеместно и от поломок разного рода не застрахованы.

Современные обогреватели, будь то конвекторы, инфракрасные или масляные, сделаны по единым принципам, однако могут кардинально различаться по компоновочным и инженерным решениям. Рассмотрим некую универсальную схему борьбы с неполадками, останавливаясь на ключевых особенностях отдельных классов приборов.

Основные правила безопасности

Всегда нужно помнить, что обогреватели для дома – мощные приборы, работающие от сети с высоким напряжением. Поэтому правила техники безопасности – первое, чему нужно следовать, проводя ремонт электрического обогревателя:

  1. Обязательно нужно обесточить прибор, вынув вилку электропитания из розетки.
  2. Должно быть обеспечено наличие дублирующего питания. Кроме той розетки, в которую был включен обогреватель, понадобится еще одна, или удлинитель с надежными контактами и проводом, рассчитанным на соответствующую мощность прибора.
  3. Используются инструменты только с изолированными ручками.
  4. Не следует работать с разобранным обогревателем влажными руками.
  5. Для проверки цепей прибора нужно использовать специальные измерительные приборы. Кустарные «прозвонки» неприемлемы.
  6. Необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего пространства.

И главное, что нужно делать, ремонтируя обогреватели для дома – следовать от простого к сложному, не торопиться, и перед выполнением любой операции думать, есть ли средства для ликвидации ее последствий.

Элементарные поломки

Первое, что стоит проверить – целостность предохранителей. Причиной их сгорания может быть повышенное напряжение в розетке или резкий сброс параметров. Поэтому проверить и заменить предохранители, если они доступны – первый разумный шаг.

Частая причина поломки электрообогревателей описывается как «обрыв цепи». Грубо говоря, энергия не циркулирует по рассчитанному контуру. Причин может быть несколько:

  • обрыв контактов;
  • разболтанность или нагар на деталях вилки;
  • обгорание или перелом шнура в зоне его входа в вилку;
  • механические повреждения кабеля;
  • нагар, отрыв, отлом проводов внутри устройства.

Перед тем, как перейти к разборке корпуса, стоит тщательно проверить элементарные вещи. Например, включить устройство в другую розетку. Если это не помогло, можно переходить к дальнейшим работам.

Осмотр вилки обогревателя

Вилка электроприбора – очень частая причина поломок. Возможен плохой контакт в розетке, также могут быть механические повреждения, в результате которых происходит обрыв цепи или короткое замыкание. Вилка разбирается, после чего производится визуальный осмотр. Контакты не должны иметь признаков перегрева. Стоит также проверить надежность всех механических соединений и провести зачистку концов кабеля питания.

Осмотр и проверка целостности кабеля

Место выхода кабеля из корпуса вилки – слабая сторона всех электронагревателей. Питающий кабель часто переламывается. Если визуально или путем ощупывания определить надлом жилы не удается, придется вооружиться мультиметром и провести контроль целостности провода. Перед этим последний осматривают по всей длине на наличие механических повреждений и переломов. Если таковые найдутся, кабель необходимо поменять.

Визуальный осмотр на наличие проблем с электрическими цепями

Пока не начат разбор корпуса, полезно заглянуть всюду, куда возможно. Здесь крайне пригодится небольшой, но мощный фонарик.

  1. Через щели в решетке тепловентилятора можно осмотреть подводы проводов на предмет обрыва контактов или трассы.
  2. Можно достаточно легко осмотреть внутренность прибора на наличие нагара на контактах.
  3. Главное место осмотра, если оно доступно – контакты нагревателей: ТЭНа, спиральных элементов, инфракрасной колбы.

Зачастую визуальный осмотр выявляет и другие причины поломки обогревателя: наличие посторонних предметов, протекание жидкости и т.д.

Демонтаж корпуса нагревателя

Большинство современных электрических обогревателей не отличаются сложной разборкой. Корпус разбирается быстро, после выкручивания нескольких саморезов. Но при этом нужно внимательно следить за порядком снятия деталей. Многие производители используют корпус как несущую конструкцию, крепя на нем детали инженерного решения обогревателя.

Если нет уверенности в хорошей памяти или отсутствует опыт разборки электроприборов, стоит фотографировать каждое действие, чтобы после ремонта правильно собрать всю рабочую конструкцию.

Самые большие сложности возникают при разборке масляных обогревателей. Здесь основные цепи и датчики прикрыты крышкой. Она легко снимается: чтобы поддеть фиксатор, нужно аккуратно провести тонким металлическим предметом (отверткой, ножом) по периметру крышки. Делать это нужно аккуратно, не царапая деталь. После определения места защелки, на нее надавливают и демонтируют крышку.

Проверка внутренних деталей

После разборки обогревателя все элементы конструкции тщательно осматриваются. Если есть нагар, его счищают, если присутствуют обрывы, их ликвидируют. Проверяется поступление электропитания со стороны кабеля 220 V. Для этого используется тестер. Чтобы удостовериться, что кабель не переломлен и исправен, во время проверки его гнут, перемещают, прощупывают. Если показания тестера при этом изменяются, силовой провод лучше заменить.

Проверка ключевых узлов обогревателя

Отметим сразу, обогреватели отличаются по принципу работы и применяемым деталям. Для проверки работоспособности большинства узлов нужны навыки пользования мультиметром и понятия об устройстве электрических цепей. Поэтому затронем самые простые вещи, доступные среднестатистическому пользователю:

  1. Предохранители. Первое, что проверяется – целостность предохранителей. В некоторых моделях нагревателей эти элементы спрятаны внутри, доступ снаружи невозможен.
  2. Датчик положения. Присутствует у большинства мощных тепловентиляторов и у некоторых моделей масляных обогревателей. Проверка проста: если датчик рабочий, то при наклоне устройства он размыкает цепь. В вертикальном положении – сопротивление почти нулевое. Проверку можно провести любой прозвонкой. Если датчик сломан, он меняется целиком.
  3. Регулятор. Нагар и окислы в регуляторах температуры – частая причина отказа работы обогревателей. Элементы необходимо разобрать, тщательно все зачистить мелкой шкуркой, протереть спиртом.
  4. Термодатчик, терморегулятор. Устройство термодатчика достаточно простое. Внутри механического блока, ответственного за размыкание цепи при определенной температуре, находится биметаллическая пластина. Нужно поставить регулятор на минимум, достать элемент, осмотреть на наличие следов нагара, трещин, расслоений, любых окислов и налета. При их наличии пластину следует заменить.
  5. Кварцевый резонатор. Присутствует у керамических обогревателей, изменение его параметров развивается со временем, в результате чего устройство перестает подчиняться регуляторам. Деталь необходимо заменить, другой ремонт обогревателя невозможен.

Для ликвидации иных поломок необходим опыт проведения электрических работ, умение тестировать параметры ТЭНа, обмоток двигателя, пусковых емкостей и состояние других узлов. Поэтому останавливаться подробно нерационально, тем более, что каждый класс обогревателей имеет свои особенности.

В качестве заключения

В завершение можно привести еще несколько советов. При ремонте масляных обогревателей стоит запастись несколькими вещами:

  • Во-первых, емкостью для слива трансформаторного масла, если нужно менять ТЭН или заделывать течь.
  • Во-вторых, специальным герметиком, которым обрабатывают зону прокладки после установки нагревательного элемента.
  • В-третьих, наличием мощного паяльника и специальных флюсов для ликвидации небольших течей по швам. Герметики, клеи, замазки разного рода для этого не подойдут.

Главное правило при ремонте – трезво оценивать свои возможности и не делать ненужной работы, если дешевле купить новый обогреватель. Также не стоит браться за работу, если еще не истек срок гарантийного ремонта.

Самостоятельный ремонт конвекторов отопления

Здесь вы узнаете:

Электрические конвекторные обогреватели обладают довольно простым устройством. Именно этот факт влияет на их доступность и продолжительность срока службы. Но от случайных поломок не застрахована ни одна техника, в том числе и отопительная. Ремонт конвекторов отопления своими руками, в случае поломки оборудования, поможет сэкономить деньги в семейном бюджете. Ведь для того, чтобы отремонтировать вышедшую из строя технику, вам не понадобятся какие-либо сложные измерительные приборы и инструменты.

Ремонт конвекторов с механическим управлением

Вы уже знаете, что конвекторы отопления подразделяются на приборы с электронным и механическим управлением. Ремонту своими руками поддаются обе модификации. Другое дело, что «механика» ремонтируется гораздо легче, так как лишена тонкой электроники. Из инструментов вам понадобятся отвертки и кусачки, из измерительных приборов – мультиметр или тестер. Также понадобятся начальные знания в области электротехники, ведь вам нужно будет представить в голове схему конвектора.

Если после разборки вы где-то увидите черный нагар, то в первую очередь обратите свое внимание на этот элемент.

Ремонт конвекторных обогревателей начинается с разборки корпусов. Нужно аккуратно снять кожух, стараясь не повредить ничего внутри. Далее осматриваем внутренности на предмет их целостности. Если что-то где-то замкнуло, вы это обязательно увидите по характерным обгорелым пятнам – в этой стороне и будут находиться неисправные узлы. Но некоторые неисправности себя никак не проявляют.

Читать еще:  Выбираем хороший оверлок

Прежде чем мы расскажем, как производится ремонт конвекторных обогревателей своими руками, полезно вспомнить устройство конвектора отопления с механическим термостатом:

Устройство конвекторного обогревателя с механическим управлением.

  • Выключатель – обеспечивает полный разрыв электрической цепи, отключая агрегат от розетки;
  • Предохранители – защищают электросеть от перегрузок, срабатывая при коротком замыкании;
  • Механический термостат – контролирует температуру воздуха, включая и выключая нагревательный элемент конвектора отопления;
  • Нагревательный элемент – чаще всего представляет собой ТЭН закрытого типа, запаянный в металлическую трубку.

Итого, перед нами почти весь список того, что может здесь сломаться. Ремонт такого конвектора своими руками не отягощен какими-либо сложностями, нужно только разобраться в его устройстве.

Аккуратно прозвоните все узлы конвектора мультиметром.

Ремонт конвектора отопления своими руками начинается с проверки поступления питающего напряжения из электросети. То есть, нам нужно проверить целостность кабеля и вилки. Берем в руки мультиметр и проверяем наличие электрического тока на конце питающего кабеля. Если тут ничего нет, следует заменить сам кабель или вилку. Не мешало бы проверить и саму розетку – вполне возможно, что сломалась именно она.

Выполняя ремонт конвекторов отопления своими руками, не забудьте проверить выключатель. Конвекторные обогреватели представляют собой довольно мощное оборудование, поэтому контактные группы в тумблерах могут искрить. Со временем это приводит к полному отсутствию контакта. Вышедший из строя тумблер можно заменить или прочистить – разбирайте его аккуратно, так как имеющиеся внутри мелкие детальки с пружинками имеют свойство разлетаться по всему столу.

Если с выключателем все хорошо, продолжаем ремонт конвектора своими руками – проверяем термостат. В холодном состоянии его контакты замкнуты, поэтому они легко «прозваниваются» мультиметром. Если термостат неисправен, следует отыскать такой же узел и заменить его – так будет проще. В некоторых агрегатах термостат объединен с выключателем, поэтому замене подлежит все и сразу.

Если все предварительные цепи целые, у нас остается последний подозреваемый – это ТЭН. Именно он может стать основной причиной выхода конвектора отопления из строя. Ремонт этого узла своими руками невозможен, так как нагревательные элементы не ремонтируются – вам нужно найти аналогичный ТЭН и подвергнуть его замене.

Определить исправность или неисправность ТЭНа поможет его сопротивление:

Проверьте сопротивление ТЭНа конвектора.

  • Бесконечное – здесь налицо обрыв;
  • Нулевое – произошло короткое замыкание;
  • 30-50 Ом – ТЭН вполне «здоров».

Кстати, если конвектор не работает по причине того, что в щитке срабатывают «автоматы», проверьте сопротивление между контактами ТЭНа и его корпусом (а также корпусом всего прибора).

Ремонт конвекторов с электронным управлением

Электронное управление реализовано во многих конвекторах отопления. Их ремонт своими руками затруднен, так как проверить управляющий узел, не имея специальных знаний в области электроники и схемотехники, просто невозможно. Но попытка не пытка – попробуем хотя бы примерно определить, что здесь сломалось.

Ремонт конвектора своими руками начинаем с самого простого прозвона кабеля питания, идущего от розетки. Нам нужно убедиться, что он цел, и что по нему в обогреватель поступает электрический ток. Одновременно с этим убеждаемся в целостности розетки. Неисправный кабель смело выбрасываем и монтируем новый – не забудьте подобрать провод с подходящим сечением, учитывая мощность ремонтируемого конвектора отопления.

Устройство прибора с элетронным управлением.

Далее необходимо проверить плавкие предохранители. Они могут выйти из строя в результате поломки каких-либо внутренних узлов, либо в результате скачка напряжения в питающей электросети. Сгоревшие плавкие предохранители подвергаем замене и включаем технику в сеть – если все нормально, и нагрев пошел, собираем обогреватель и устанавливаем его на штатное место.

Если предохранители снова вышли из строя, то дальнейший ремонт своими руками сводится к проверке нагревательного элемента – скорее всего, его тестирование покажет наличие короткого замыкания. Также не исключен выход из строя блока управления. Неисправный ТЭН следует вынуть и выбросить, установив на его место исправный узел. Если же последним подозреваемым оказался управляющий модуль, придется отправиться в сервисный центр.

Ремонт в сервисном центре

Если ремонт конвектора отопления своими руками оказался невозможным, следует обратиться в ближайший сервисный центр. Найти адреса можно в интернете или в паспортах к оборудованию. Авторизованные сервисы могут принимать в ремонт обогреватели почти любых марок – это Ballu, Nobo, Электролюкс и многие другие. Также во многих городах работают неавторизованные мастерские – цены тут чуточку ниже, но ни о каком гарантийном ремонте здесь не может идти и речи.

Если гарантия закончилась, то мы в любом случае советуем сначала попробовать провести ремонт конвектора отопления своими руками. Благодаря предельно легкому внутреннему устройству, эти аппараты хорошо поддаются ремонтным работам. Вам останется лишь отыскать запасные детали и узлы – они продаются в некоторых мастерских и в специализированных интернет-магазинах.

Как самостоятельно провести ремонт масляных обогревателей

Масляный радиатор — очень надежный отопительный прибор. Работает он годами, не создавая лишних проблем своему хозяину. Но приходит время, и даже он начинает давать сбои. Кто-то просто от него избавляется, кто-то несет в мастерскую, а кто-то старается провести ремонт масляного обогревателя своими руками.

Насколько сложен этот процесс? Давайте разберемся вместе.

Устройство прибора

Составляющими масляного обогревателя являются:

  1. Герметичный корпус в виде гармошки, состоящий из двух сваренных друг с другом панелей. Внутри закачано техническое масло, и практически во всех моделях остается воздух в небольших количествах. Но это прибору не вредит, потому что масло при соприкосновении с воздухом не создает условий для коррозии. Если бы вместо него была вода, то вероятность разрыва металлических конструкций была бы очень высокой.
  2. В нижней части сбоку в прибор вставлен ТЭН. Именно с его помощью производится нагрев масла и самого радиатора.
  3. Рядом с нагревательным элементом установлен блок управления и безопасности. Основной и важный его элемент — это терморегулятор с предохранителем. Первый отвечает за установку необходимого температурного режима, а второй — за безопасность эксплуатации. Если по каким-либо причинам масло начнет вытекать из корпуса, предохранитель сработает и остановит подачу электроэнергии на ТЭН.

Сегодня производители используют одноразовые предохранители проволочного типа или многоразовые — биметаллические в виде таблеток. Что касается реле управления, то в масляных обогревателях они схожи с электрочайником, а не с утюгами. В конструкции реле висит в воздухе, не соприкасаясь с корпусом прибора.

  1. На каждом приборе есть два включателя. К каждому подходит три провода — фаза, ноль от ТЭНа и провод от теплового реле. Три провода необходимы для того, чтобы работала подсветка включателей.

Электрическая схема масляного обогревателя практически такая же, как в утюгах, электрочайниках и других нагревательных приборах. Она проста и при этом надежна. Обычно во всех этих нагревателях установлены два ТЭНа, и когда включаются сразу оба, потребление электроэнергии сильно возрастает. Но при этом время на достижение рабочего температурного режима увеличивается. Если температура в комнатах низкая, то даже при двух включенных ТЭНах прибор может работать, не отключаясь.

Металлический корпус, который закрывает блок питания и безопасности прибора, имеет вентиляционные щели — сверху и снизу. Если их закрыть, то прибор от этого не пострадает, но работать он будет с трудом. Он быстрее отключится, а включится не так скоро. Поэтому рекомендуется не вешать на радиатор вещи для сушки. Если такое произошло, то постарайтесь не закрывать вентиляционные зазоры.

Ремонтируем обогреватель

Внешний вид обогревателя создает ощущение, что он является единым целым, то есть электрический блок и корпус соединены с помощью вальцовки. Но это только видимость. Обратите внимание на надпись «не накрывать» — под ней есть несколько шурупов, с помощью которых крышка держится на корпусе. Их надо открутить, но крышка не отсоединится, потому что в нижней ее части установлена пружина, которая ее держит. Просто уберите ее и снимите крышку.

Теперь обратите внимание на ТЭН. Он плотно и герметично завальцован. Производители сделали это намеренно, чтобы любопытные туда не совались. Эти трубчатые нагревательные элементы служат десятилетиями, так что трогать их нет никакого смысла. Если один из них вышел из строя, то лучше приобрести новый масляный обогреватель. Отремонтировать такую поломку своими руками никто не сможет. Для этого придется провести замену элементов, но в домашних условиях и даже в некоторых мастерских завальцевать ТЭН опять в корпус со стопроцентной герметичностью невозможно. Итог — постоянно подтекающее масло, что может привести к большим неприятностям.

А вот протереть спиртом элементы подключения может каждый. Все они изготовлены в виде клемм, так что отсоединить, протереть и подсоединить их обратно не будет большой проблемой. Здесь важно ничего не перепутать, устанавливая провод к определенной клемме.

То же самое касается замены частей блока питания и безопасности. Своими руками отремонтировать любой из них будет сложно. И если в этом деле вы не являетесь специалистом, то это у вас вряд ли получится. Поэтому выход один — менять вышедшие из строя элементы на новые. Все они держатся на винтах или скобах, так что снять их будет не так уж сложно. Опять-таки напоминаем, что основная ваша задача — не перепутать провода подключения. Ведь электрическая схема радиатора — это основа его правильной и эффективной работы.

Читать еще:  Чем хорош беспроводной утюг

Ремонт бака

Хоть и не рекомендуется проводить ремонт бака своими руками, некоторые домашние мастера все равно стараются его починить. Что необходимо знать, чтобы результат вас не разочаровал?

  1. Сначала сливается масло. Обратите внимание на его сорт. Дело в том, что при ремонте корпуса масляного обогревателя некоторая часть масла выльется, и его придется восполнять. При этом смешивать минеральное масло с синтетическим нельзя. Его объем должен быть таким, чтобы внутри корпуса оставалась воздушная подушка. Она необходима для расширения масла.
  2. Обычно металлический корпус радиатора сваривают или паяют. Первый вариант предпочтительнее. Но не каждый домашний мастер имеет такую возможность, поэтому многие выбирают пайку. Обратите внимание, что при пайке масляного радиатора необходимо пользоваться серебряным, латунным или медно-фосфорным припоем. Оловянный использовать нельзя. Обязательно наличие горелки. В процессе пайки в бак заливается вода. После окончания работ корпус обязательно просушивается.
  3. В отремонтированный бак масло в обычном виде не заливается. Его необходимо выпарить при температуре +90С. Выше температуру делать не рекомендуется, поскольку масло начнет окисляться.

Иногда небольшие отверстия в корпусе заделывают резьбовым соединением. Способ ремонта не очень надежный, но как временный вариант допустим. Здесь важно хорошо провести герметизацию стыка. В процессе многоразового цикла — нагрев и остывание — любой герметик начнет трескаться, так что подтеков не избежать.

Ремонт ТЭНа в обогревателе

Что касается замены ТЭНа своими руками, то этот нагревательный элемент выбирается по мощности. И если вы все же решились его самостоятельно поменять, вам придется попотеть. Развальцевать будет не так уж сложно, а вот сделать вальцовку заново — это большая проблема. Некоторые модели масляных обогревателей снабжены снимающимися ТЭНами, что облегчает их ремонт. Но даже в таком случае необходимо уделить много времени и внимания стыку корпуса и ТЭНа. Любые прокладки и герметики прослужат недолго, и вероятность того, что вы заново вернетесь к ремонтным работам, очень велика.

Чтобы заделать пробоину бака, лучше воспользоваться электросваркой. Для этого вам потребуется инвертор для тонких листов. Перед началом сварочных работ необходимо обязательно удалить ржавчину с краев трещины или пробоины. Отремонтировать таким способом бак — это оптимальный вариант, который повышает ваши шансы на успех.

Заключение по теме

Итак, провести ремонт масляного радиатора своими руками возможно, но стоит ли? Цена прибора на рынке не очень высока, да и служит сам обогреватель долго, так что не стоит рисковать, уходя от небольших расходов, связанных с покупкой нового агрегата. Но если есть желание просто покопаться на досуге в электрической части или поработать со сваркой, то дерзайте, учитывая все указанные рекомендации.

Самостоятельный ремонт конвекторов отопления

Здесь вы узнаете:

Электрические конвекторные обогреватели обладают довольно простым устройством. Именно этот факт влияет на их доступность и продолжительность срока службы. Но от случайных поломок не застрахована ни одна техника, в том числе и отопительная. Ремонт конвекторов отопления своими руками, в случае поломки оборудования, поможет сэкономить деньги в семейном бюджете. Ведь для того, чтобы отремонтировать вышедшую из строя технику, вам не понадобятся какие-либо сложные измерительные приборы и инструменты.

Ремонт конвекторов с механическим управлением

Вы уже знаете, что конвекторы отопления подразделяются на приборы с электронным и механическим управлением. Ремонту своими руками поддаются обе модификации. Другое дело, что «механика» ремонтируется гораздо легче, так как лишена тонкой электроники. Из инструментов вам понадобятся отвертки и кусачки, из измерительных приборов – мультиметр или тестер. Также понадобятся начальные знания в области электротехники, ведь вам нужно будет представить в голове схему конвектора.

Если после разборки вы где-то увидите черный нагар, то в первую очередь обратите свое внимание на этот элемент.

Ремонт конвекторных обогревателей начинается с разборки корпусов. Нужно аккуратно снять кожух, стараясь не повредить ничего внутри. Далее осматриваем внутренности на предмет их целостности. Если что-то где-то замкнуло, вы это обязательно увидите по характерным обгорелым пятнам – в этой стороне и будут находиться неисправные узлы. Но некоторые неисправности себя никак не проявляют.

Прежде чем мы расскажем, как производится ремонт конвекторных обогревателей своими руками, полезно вспомнить устройство конвектора отопления с механическим термостатом:

Устройство конвекторного обогревателя с механическим управлением.

  • Выключатель – обеспечивает полный разрыв электрической цепи, отключая агрегат от розетки;
  • Предохранители – защищают электросеть от перегрузок, срабатывая при коротком замыкании;
  • Механический термостат – контролирует температуру воздуха, включая и выключая нагревательный элемент конвектора отопления;
  • Нагревательный элемент – чаще всего представляет собой ТЭН закрытого типа, запаянный в металлическую трубку.

Итого, перед нами почти весь список того, что может здесь сломаться. Ремонт такого конвектора своими руками не отягощен какими-либо сложностями, нужно только разобраться в его устройстве.

Аккуратно прозвоните все узлы конвектора мультиметром.

Ремонт конвектора отопления своими руками начинается с проверки поступления питающего напряжения из электросети. То есть, нам нужно проверить целостность кабеля и вилки. Берем в руки мультиметр и проверяем наличие электрического тока на конце питающего кабеля. Если тут ничего нет, следует заменить сам кабель или вилку. Не мешало бы проверить и саму розетку – вполне возможно, что сломалась именно она.

Выполняя ремонт конвекторов отопления своими руками, не забудьте проверить выключатель. Конвекторные обогреватели представляют собой довольно мощное оборудование, поэтому контактные группы в тумблерах могут искрить. Со временем это приводит к полному отсутствию контакта. Вышедший из строя тумблер можно заменить или прочистить – разбирайте его аккуратно, так как имеющиеся внутри мелкие детальки с пружинками имеют свойство разлетаться по всему столу.

Если с выключателем все хорошо, продолжаем ремонт конвектора своими руками – проверяем термостат. В холодном состоянии его контакты замкнуты, поэтому они легко «прозваниваются» мультиметром. Если термостат неисправен, следует отыскать такой же узел и заменить его – так будет проще. В некоторых агрегатах термостат объединен с выключателем, поэтому замене подлежит все и сразу.

Если все предварительные цепи целые, у нас остается последний подозреваемый – это ТЭН. Именно он может стать основной причиной выхода конвектора отопления из строя. Ремонт этого узла своими руками невозможен, так как нагревательные элементы не ремонтируются – вам нужно найти аналогичный ТЭН и подвергнуть его замене.

Определить исправность или неисправность ТЭНа поможет его сопротивление:

Проверьте сопротивление ТЭНа конвектора.

  • Бесконечное – здесь налицо обрыв;
  • Нулевое – произошло короткое замыкание;
  • 30-50 Ом – ТЭН вполне «здоров».

Кстати, если конвектор не работает по причине того, что в щитке срабатывают «автоматы», проверьте сопротивление между контактами ТЭНа и его корпусом (а также корпусом всего прибора).

Ремонт конвекторов с электронным управлением

Электронное управление реализовано во многих конвекторах отопления. Их ремонт своими руками затруднен, так как проверить управляющий узел, не имея специальных знаний в области электроники и схемотехники, просто невозможно. Но попытка не пытка – попробуем хотя бы примерно определить, что здесь сломалось.

Ремонт конвектора своими руками начинаем с самого простого прозвона кабеля питания, идущего от розетки. Нам нужно убедиться, что он цел, и что по нему в обогреватель поступает электрический ток. Одновременно с этим убеждаемся в целостности розетки. Неисправный кабель смело выбрасываем и монтируем новый – не забудьте подобрать провод с подходящим сечением, учитывая мощность ремонтируемого конвектора отопления.

Устройство прибора с элетронным управлением.

Далее необходимо проверить плавкие предохранители. Они могут выйти из строя в результате поломки каких-либо внутренних узлов, либо в результате скачка напряжения в питающей электросети. Сгоревшие плавкие предохранители подвергаем замене и включаем технику в сеть – если все нормально, и нагрев пошел, собираем обогреватель и устанавливаем его на штатное место.

Если предохранители снова вышли из строя, то дальнейший ремонт своими руками сводится к проверке нагревательного элемента – скорее всего, его тестирование покажет наличие короткого замыкания. Также не исключен выход из строя блока управления. Неисправный ТЭН следует вынуть и выбросить, установив на его место исправный узел. Если же последним подозреваемым оказался управляющий модуль, придется отправиться в сервисный центр.

Ремонт в сервисном центре

Если ремонт конвектора отопления своими руками оказался невозможным, следует обратиться в ближайший сервисный центр. Найти адреса можно в интернете или в паспортах к оборудованию. Авторизованные сервисы могут принимать в ремонт обогреватели почти любых марок – это Ballu, Nobo, Электролюкс и многие другие. Также во многих городах работают неавторизованные мастерские – цены тут чуточку ниже, но ни о каком гарантийном ремонте здесь не может идти и речи.

Если гарантия закончилась, то мы в любом случае советуем сначала попробовать провести ремонт конвектора отопления своими руками. Благодаря предельно легкому внутреннему устройству, эти аппараты хорошо поддаются ремонтным работам. Вам останется лишь отыскать запасные детали и узлы – они продаются в некоторых мастерских и в специализированных интернет-магазинах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector