Содержание

Как правильно расставить акустику для домашнего кинотеатра без проводов

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Как правильно расположить акустику для домашнего кинотеатра

Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания

Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.

В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши акустические системы, чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, или вы просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.

Передние левый и правый каналы

Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.

Получите настоящее удовольствие от прослушивания!

Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.

Размещение фронтальных колонок
Поворачивая фронтальные колонки, вы сможете добиться сосредоточения звука на вашем месте для сидения.

Динамик центрального канала

Поместите центральный канал выше или ниже вашего телевизора по прямой линии. Если возможно, наклоните его, чтобы направить звук на уровень ушей.

Динамики объемного звука

Ваши динамики объемного звучания могут быть размещены на подставки для колонок или вы можете повесить их на стену.

5.1-канальный объемный звук

В системе колонок 5.1 наилучшим вариантом расположения динамиков объемного звучания является их нахождение слева и справа от места, где находится слушатель. Направляйте их непосредственно к себе для обеспечения лучшего звука. Если выбранное местоположение не подходит, то можно разместить динамики объемного звучания в 1-1.5 метра позади места прослушивания лицевой стороной вперед.

Чтобы получить лучшие звуковые эффекты источник объемного звука должен быть на 30-60 см выше уровня ушей сидящего человека. Это позволит добиться максимальной степени погружения в звуковые спецэффекты.

7.1 объемный звук

В системе 7.1 динамики объемного звучания расположены рядом и позади места сидения зрителей. Так же, как в установке системы 5.1, боковые колонки расположены слева и справа от места для сидения и направлены прямо на вас. Задние динамики расположены позади вас, лицом вперед. Поместите обе пары динамиков от 30 до 60 ми над уровнем уха для лучшей производительности.

Система 7.1 использует боковые и задние динамики объемного звука. Для обеспечения оптимального звукового эффекта их необходимо направлять в сторону слушателя.

Поскольку низкие частоты являются всенаправленными, вы можете выбрать любое подходящее вам место расположения сабвуфера. Помните, что размещение сабвуфера рядом со стеной обычно приводит к генерации более низких частот. Размещение вблизи угла, позволяет получить еще больший эффект.

Большинство людей располагают сабвуфер в передней части комнаты. При таком размещении легче подключить его к АВ-ресиверу домашнего кинотеатра. Если сабвуфер расположен так, что делать проводное подключение очень сложно и непрактично, используйте комплект для беспроводного подключения сабвуфера.

Размещение сабвуфера возле стены усиливает басовое звучание. Размещение в углу позволит еще больше усилить этот эффект.

Добавление второго сабвуфера для лучшего баса

Использование двух сабвуферов улучшает распределение низких частот, заполняя пробелы, в тех местах, где воспроизведение низких частот может быть слабым. Второй сабвуфер также обеспечивает более впечатляющую динамику и сильнее наполняет комнату низкими частотами.

Место нахождения второго сабвуфера в вашей комнате можно определить с использованием специального макета. В некоторых помещениях можно получить лучшие результаты, установив сабвуфер в каждом из передних углов комнаты. В других случаях более равномерное распределение низких частот достигается за счет того, что один сабвуфер устанавливают в передней части комнаты, а другой сзади. Попробуйте несколько различных вариантов, чтобы увидеть, при каком из них вы получите лучший бас в вашей комнате.

После того как вы разместили ваш сабвуфер (ы) в подходящем месте, следует проверить домашний кинотеатр на предмет настроек сабвуфера. Прочтите наши советы которые помогут вам правильно подключить и настроить свой сабвуфер.

Добавьте второй сабвуфер для более равномерного распределения басового тембра в вашей комнате.

Советы по установке АС в комнатах нестандартной формы

Не каждая комната может быть легко приспособлена под систему объемного звучания. Идеальным местом для акустических систем могут стать свободные пространства у дверей, окон или мебели. Для того чтобы получить лучший звук в этих, сложных по своей форме, помещениях используйте наши макеты.

L-образная комната

У вас L-образная комната? Организуйте систему с использованием стандартных принципов размещения кинотеатра 5.1.Отодвинув диван от стены, вы улучшите качество звука.

Телевизор в углу

Телевизор в углу? Такая компоновка позволяет наилучшим образом использовать свое пространство. Диван вдоль обеих стен? Тогда звуковой проектор или система 3.1 является лучшим вариантом, так как в данном случае нет подходящих вариантов размещения для колонок объемного звучания.

Комната студия

У вас комната студия? Рассмотрите встраиваемые потолочные колонки в качестве тыловых каналов. Поместите их немного позади дивана для захватывающих спецэффектов.

Если у вас есть комната, которая, естественно, не поддается для размещения динамиков объемного звука, то в этом случае можно рассмотреть возможность использования звукового проектора или системы 3.1.
Система 3.1 использует правые и левые динамики и центральный канал, а также активный сабвуфер для создания динамической передней звуковой сцены. Эти системы зачастую могут быть более предпочтительными вариантами, чем размещение в таких помещениях динамиков объемного звучания, где они выглядят достаточно странно и не дают нужного звукового эффекта.

Dolby Atmos® и DTS:X

Вы можете настроить Dolby Atmos или DTS: X систему с потолочными колонками или специальными Dolby Atmos колонками с направленными вверх динамиками. Начинать создание системы Atmos следует с обычной настройки звука акустической системы объемного звучания 5.1 или 7.1. Затем добавьте два или четыре динамика для проецирования звука, который обрушивается сверху на слушателя.

DTS: X работает с любой традиционной системой объемного звучания. Простая настройка ваших акустических систем позволит наилучшим образом организовать ваше пространство. Затем используйте автокалибровку вашего AV- ресивера для лучшей настройки звучания. Она определит, куда лучше всего направлять диалоги и звуковые эффекты.

Учитывая специфику акустических систем Dolby Atmos необходимо тщательно проверить их настройки, пользуясь пошаговым руководством компании Dolby.

Подробнее о конфигурации акустических систем для Dolby Atmos и о том как выбрать лучшую систему домашнего кинотеатра читайте в нашей статье «Как создать систему домашнего кинотеатра»

Не беспокойтесь о настройках наилучшего звучания – все будет сделано в автоматическом режиме

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно, искать «идеальное место» для каждого громкоговорителя. Почти все АВ-ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают автоматическую калибровку звучания, которая обеспечит оптимальную настройку вашей системы.

Прикрепите микрофон для калибровки звука к прилагаемой подставке для микрофона или собственному штативу и установите его на основной позиции прослушивания. При установке микрофона для калибровки звука направьте наконечник микрофона к потолку и отрегулируйте высоту в соответствии с высотой ушей слушателя в сидячем положении.

Подключаемый микрофон помещается на ваше кресло или диван. Для лучшей настройки AV-ресивер запускает тестовые сигналы, которые последовательно воспроизводятся через каждый динамик на разных уровнях громкости. Ресивер может компенсировать недостатки местоположения зрительского места путем автоматической регулировки и подстройки уровня выходного сигнала и эквалайзера для каждой колонки. Читайте нашу статью о том что такое AV-ресивер и зачем он нужен.

Позвольте нам помочь в выборе оборудования для домашнего кинотеатра

Если вы по-прежнему озадачены поиском качественного оборудования, используйте наш путеводитель по выбору динамиков для домашнего кинотеатра. Наш эксперт может помочь вам разработать систему объемного звука, которая оптимально подойдет для вашего дома.

Звоните или общайтесь с нами онлайн для получения полезных персонализированных советов. В каждую покупку входит бесплатная техническая поддержка на протяжении всего срока службы устройства.

Как правильно расставить акустику для домашнего кинотеатра без проводов

Представьте, что вы дома смотрите фильмы, как в настоящем кинотеатре. Чистый объемный звук создает «эффект присутствия» — появляется ощущение, что вы находитесь вблизи событий, происходящих на экране. Можно подумать, что такое удовольствие будет дорого стоить, но есть решение, как это сделать дешевле. Чтобы не переплачивать навязчивым компаниям, предлагающим «установку домашнего кинотеатра под ключ», оборудовать его можно самостоятельно. Из этой статьи вы узнаете, как из аудиосистемы и экрана собрать полноценный домашний кинотеатр.

Постановка звука по системам 5.1 и 7.1

Для достижения эффекта «присутствия» необходимо на правильном расстоянии и в нужных местах расставить колонки. Сделать это можно по одному из двух стандартов: 5.1 и 7.1.

Стандарт 5.1

Это простой, но популярный стандарт. Для него необходимо всего лишь 4 равные по характеристикам боковые колонки, центр и сабвуфер. Если помещение симметричное и прямоугольное, размещайте систему следующим образом:

  • Экран ставим посредине короткой стены. Если поставим возле длинной стены — придется ближе ставить колонки, чтобы уравнять расстояние к зрителю. Это ухудшит звуковое восприятие и заберет больше полезного пространства в комнате.
  • Колонки размещаем по углам на одинаковом расстоянии от зрителя. В таком случае звуковая волна будет достигать ушей одновременно с противоположных сторон, создавая эффект присутствия.
  • Места для зрителей (кресла, диван) передвигаем на середину комнаты. Не впритык сзади, потому что расстояние к задним динамикам будет меньше, и передние не будет слышно. Из-за этого возникнет эффект, когда звук из фильма окажется сзади вас — явно не то что в кинотеатре.

Расстояние от аудиосистемы до зрителя должно быть не меньше 1,5-2 метров, иначе сильные басы и высокая громкость будут «давить» на уши, чем вызовут дискомфорт, и могут ослабить слух.

Разместите динамики на 30-60 см выше уровня головы сидящего зрителя — так звуковые эффекты качественнее воспринимаются. Для этого используйте стойки или настенные крепления. Если аудиоколонки висят слишком высоко или установлены прямо на полу, то вы будете слышать и воспринимать звук так, будто события на экране происходят над или под вами.

Как вариант, задние аудио-колонки можно разместить на потолке в углу, но направить их нужно все равно на голову зрителя.

Стандарт 7.1

Эта схема более эффективна, так как звук доходит сразу из 7 колонок (6 боковых и центр). Так он чище и лучше воспринимается. Как и в предыдущем примере, берем симметричную прямоугольную комнату. Аудиосистему размещаем по такому принципу:

  • Экран оборудуем посредине короткой стены — по тем же причинам, что и в системе 5.1.
  • Размещаем 4 аудиоколонки по углам и 2 — по правую и левую руку от зрителя, на одинаковом расстоянии к нему. Звуковая волна сбоку будет доходить прямо к ушам одновременно с передними и задними динамиками, что создаст эффект присутствия.
  • Места для зрителей, как и в предыдущем примере — посередине комнаты, ближе к задней стене, но не впритык к ней.

Как выставить сабвуфер

Выставление сабвуфера — веселый процесс, вам придется полазить «на четвереньках». Способ примитивный, но эффективный. Вам понадобится помощник с хорошим (не музыкальным, но хорошим) слухом. Посадите его на место зрителя, включите фильм, а сами передвигайте сабвуфер вдоль фронтальной стены. Как только ваш «подопытный» заметит, что в одном месте звучание лучше, чем в остальных, установите сабвуфер там.

В симметричных комнатах самое удобное место для сабвуфера слева или справа от центрального канала. Басы сбоку лучше воспринимаются, чем по центру.

Для системы 5.1 нужен один сабвуфер, но в 7.1 можно установить еще один — пассивный. Второй сабвуфер улучшит басы, смотреть блокбастеры со взрывами и перестрелками станет интереснее. Поставьте его напротив первого позади зрительских мест или спереди с противоположной стороны от центрального канала.

Итак, вы поставили аудиосистему и свели все подключения в одном месте. Для каждой колонки необходимо питание и связь с ресивером. В комнате будет лежать целая паутина проводов. Это и некрасиво и неудобно, поэтому их лучше спрятать.

Как спрятать провода в комнате

Проще всего это сделать еще на стадии ремонта, когда можно без последствий проштробить штукатурку или поставить аудиорозетки. Если вы собираетесь купить или уже купили акустику, и желаете просто и дешево оборудовать домашний кинотеатр — решение тоже есть.

Прячем провода без ремонтных работ

Чтобы не портить интерьер, можно провод аккуратно сложить в кабель-канал. Акустика будет в безопасности, и вам не нужно штробить стену. Монтируется быстро и просто — за час можно самому установить пластиковый короб и уложить все провода.

Чтобы сохранить эстетику комнаты, можно выбрать любой цвет: серый, черный, дуб, антрацит, алюминий, сосна. Хорошо подобранный цвет отлично впишется в любой дизайн.

Если вы принципиально не хотите монтировать пластиковые магистрали, купите плоский или ленточный кабель и проложите его под ковровым покрытием. Так он будет незаметен на ощупь, и за него никто не зацепится.

В комнате с голым полом ленточный кабель можно зафиксировать на стене вдоль плинтуса и закрасить. Если не присматриваться, он будет незаметным. Монтируется очень просто — наклеивается на двухсторонний скотч.

Проблема двух последних способов в том, что вы не предвидите, как и когда кабель может повредиться.

Например, перетягивая тяжелый диван, можно зацепить его на стене или под ковролином. От этого некоторые жилы сломаются. Так нарушится целостность, и ухудшится звук. Не рискуйте — проложите кабель-канал.

Для акустики подойдут и обычные пластиковые кабель-каналы. Вдоль плинтуса установите напольный или настенный, а возле двери — порог с кабель-каналом. Благодаря полукруглой форме, его не раздавит даже тяжеловес-пауэрлифтер и об него не зацепится бегающий ребенок.

Если возможно решить вопрос еще на стадии ремонта

Наиболее практичное решение — плинтус с каналом. В нем укладывается кабель любой формы. Монтировать лучше после поклейки обоев или покраски, но предварительно развести провода.

Как вариант можно проложить под штукатуркой, но только в гофре. Так вы не повредите жилы, и в случае необходимости, можете заменить кабель без срывания штукатурки.

Планировать нужно так, чтобы акустические линии не шли близко с силовыми. Нужно выдержать расстояние не менее 10 мм.

Сетевые провода создают электромагнитное поле, влияющее на передачу сигнала по жилам. Из-за этого падает качество звука.

Параллельно с силовыми линиями прокладывается только экранированный (FTP) и защищенный (STP) кабель.

Металлический экран полностью блокирует помехи и сигнал передается с минимальными потерями. Если в отдельных местах развести силовую и акустическую линии на 10 мм невозможно, экранируйте в этом участке кабель самостоятельно при помощи обычной кухонной фольги.

Помните, что при самостоятельном экранировании акустика будет защищена от помех всего лишь на 50-80%. Если для вас важно качество звучания, лучше сразу купите экранированный провод.

Выводить соединение для колонок можно через отверстие в плинтусе или полу. Но здесь есть большой минус — при перестановке аудиосистемы придется переделывать всю схему. Это дорого, потому что нужно будет купить новые кабели, прокладывать дополнительные выходы: долбить стенку и поднимать плинтус. Проще и дешевле — поставить вот такие (Hi-Fi) аудиорозетки.

Выбираем розетки для колонок и ресивера

Hi-Fi розетки — по габаритам точно такие же, как и обычные, и также монтируются в стену. В розетки с пружинными зажимами проще подключать провод. Для этого достаточно поднять ручку зажимного механизма, вставить оголенные жилы и отпустить. Контакт держится на пружине.

Сечение кабеля должно быть в диапазоне 0,75-5 мм 2 . Слишком тонкий будет плохо удерживаться, из-за чего ослабнет контакт и заискрится розетка, а толстый — попросту не влезет в отверстие.

При подключении в розетку с пружинным зажимом мягкий кабель нужно оконцевать, иначе жилки начнут расшатываться, ломаться и выпадать. Из-за этого ослабнет контакт, и ухудшится качество звукопередачи. Также из-за слабого контакта заискрится Hi-Fi розетка.

Зафиксировать кабель в винтовом зажиме сложнее, но надежнее. Для этого его нужно намотать на винт и зажать, закрутив ручкой. Подключается дольше, но прочнее держится контакт. Это хорошо, так как из-за контакта часто «хромает» чистота звука. Поддерживаемое сечение от 0,75 мм 2 до 6 мм 2

Благодаря простым розеткам Hi-Fi, вы:

  • избавитесь от лишней проводки;
  • сможете подключить любую аудиосистему без потерь качества звука;
  • легко сделаете перестановку или расширите акустику, если захотите это сделать.

Через минимальную розетку на два провода подключается только один динамик. Для двух понадобится стереорозетка на четыре входа. Восьмиконтактные хорошо подойдут для монтажа за ресивером, так как у них больше портов.

Если к одному ресиверу подключено несколько экранов в соседних комнатах, нужно передать через розетку еще и видео. Для этого подойдут специальные трехконтактные аудио/видео розетки. Помимо контактов для звука, у них вверху есть еще один — для видео.

Для каждой отдаленной колонки выводится отдельная аудиорозетка вместе с сетевой, чтобы подключить одновременно питание и акустику. Затем вся акустика сводятся к ресиверу. Так не придется «кидать» переноски, через которые будут все спотыкаться.

Советы от THX: как получить от домашнего кинотеатра всё

Сертификация THX была создана для того, чтобы кинотеатры соответствовали определенным стандартам. С тех пор сфера влияния компании расширилась, в нее вошли как домашние кинотеатры, так и отдельные AV-продукты. И поэтому я спросил технического директора THX Скотта Фрэнсиса (Scott Francis), может ли он дать какие-нибудь советы относительно того, как оптимизировать и расположить экран, акустику и кресла так, чтобы получить от домашней системы максимум. Причем в самых разных ситуациях — при индивидуальном просмотре, семейном, или же при просмотре большой компанией как фильмов, так и ТВ-шоу и спортивных программ.

Он начал с прописной истины: «Вообще, идеальный сетап — тот, который вам больше всего нравится и вызывает у вас и ваших гостей больше всего радостных эмоций. Не нужно бояться что-то менять на свой вкус или же ради комфорта гостей только лишь потому, что имеющаяся система считается “технически правильной”».

Каково идеальное расположение экрана?

В идеале экран должен быть расположен прямо напротив, с центром практически на уровне глаз с основной позиции просмотра. Отклонение от горизонтальной или вертикальной оси на 10-30 градусов на качество не сильно влияет, да и у современных экранов углы обзора широкие, рассчитанные на просмотр большой компанией. Обычно условия диктует комната, и поэтому нужно думать над посадочными местами, выбирая саму мебель и ее расположение так, чтобы исключить боль в шее и прочий дискомфорт в течение длительного просмотра.

Очень часто такую проблему создают экраны, которые вешают над каминами — они в итоге расположены слишком высоко для большинства моделей диванов, из-за чего приходится задирать голову вверх. Однако если чаще всего вы смотрите на экран, развалившись на диване, такое решение может оказаться удобным. В этой ситуации можно даже добавить второй ряд из высоких стульев, расположенных за основным диваном возле бара или стола, что вполне часто встречается в совмещенных кухнях/гостиных.

Если же вы используете проектор, а не телевизор, то угол обзора может быть более неудобным. Найдите такое место, в котором вам не придется задирать голову.

Каково идеальное расположение колонок?

Когда место для экрана известно, можно устанавливать акустику: ее следует поставить примерно симметрично относительно точки фокуса — центра экрана. Большинство комнат нельзя назвать симметричными — у них могут быть три стены, смещенные центральные линии, ступеньки и иные архитектурные излишества. Некоторые из этих необычностей не так сильно мешают в организации пространства для просмотра и прослушивания, но если вы не можете расположить левый, правый и центральный каналы в плоскости под правильным углом с одинаковым расстоянием до правой и левой колонки от точки прослушивания, значит, что-то не так. Возможно, следует поменять расположение экрана.

Центральный канал следует установить максимально близко к экрану — в среднем непосредственно над или под ним, хотя в проекторных инсталляциях можно и за полотном акустически прозрачного экрана. Для спортивных трансляций это не так уж и важно, но в художественных фильмах большая часть диалогов исходит именно отсюда, так что близко расположенный к экрану центральный канал добавит картине реалистичности.

Схема расстановки колонок в 5.1-канальной системе

Левый и правый канал должны находиться на одинаковом расстоянии от центрального и от точки просмотра. Небольшое отклонение от линии в 10-20% можно скомпенсировать с помощью ресивера, но сильное отклонение сломает построение сцены, и вместо контента вы будете слышать колонки. Для спортивных трансляций широкая расстановка каналов — интересное решение, но в художественных фильмах колонки, расположенные в углах тупого треугольника (где угол отклонения оси, по которой распространяется звук от колонок, от центральной оси выше 30 градусов) могут звучать не так хорошо.

Я видел, как многие люди монтируют левый и правый канал сразу же рядом с дисплеем. Мне такой вариант не нравится, кажется, что он уменьшает сцену. Для большинства контента расширение сцены за пределами экрана — выигрышный вариант.

Однако если вы используете комнату для стерео, то от небольшого расстояния между правым и левым каналом можно выиграть. Конкретнее: если правый и левый каналы расположены в пределах 15 градусов относительно линии взгляда, прямой звук будет доминировать над отраженным. С увеличением угла будут увеличиваться отражения, а от этого возрастут и помехи.

Схема расстановки колонок в 7.1-канальной системе

Акустика объемного звучания и верхние каналы должны быть расположены симметрично относительно места прослушивания, и их, что самое важное, должно быть слышно! Я часто вижу, как люди просто лепят их куда попало или вовсе вешают на потолок, направляя вниз. Рассмотрите вариант с более компактными колонками объемного звучания, которые вы сможете расположить примерно на уровне уха без каких-либо препятствий для звука. Симметрия в рамках длины пути — один из самых важных параметров.

В системе 5.1 акустику объемного звучания нужно расположить слегка позади, иначе сцена может схлопнуться. С другой стороны, если она слишком далеко, может потеряться тот самый объемный, погружающий эффект. Экспериментируйте с расположением акустики, учитывая возможности комнаты, и решите, в каком варианте она лучше всего отыгрывает нравящийся вам контент.

Для спортивных передач мне нравится такая система: фронтальные и задние каналы расположены практически в углах четырехугольника, а слушатель при этом находится в центре задней половины этого четырехугольника, ближе к задним каналам. Для моих ушей такая расстановка создает серьезный эффект стадиона.

Схема расстановки системы формата Dolby True HD или DTS HD Master Audio (сурраунд-колонки следует поставить так, чтобы получился 60° угол от позиции слушателя)

Сабвуферы очень просто расположить примерно, и почти невозможно разместить точно. Вы наверняка слышали, что бас распространяется во всех направлениях и поэтому расстановка сабвуфера не особо важна. Это в некоторой степени верно, но установка сабвуфера слишком далеко от центра или в каких-нибудь необычных местах может привести к интересным эффектам в звучании и задержке для определенных мест для прослушивания. Использование двух сабвуферов может эту проблему во многом решить, равно как и перемещение единственного сабвуфера по помещению. В конце концов, и настройки задержки могут помочь. В соответствии с акустикой конкретной комнаты, расположение на разном расстоянии от стен или углов тоже может достаточно сильно повлиять. Экспериментируйте с местом установки и контентом.

На сайте THX сказано: «Если у вас есть четыре сабвуфера, поставьте по одному по центру каждой стены. Если у вас два сабвуфера, поставьте их по одному по центру двух стен друг напротив друга. Если у вас один сабвуфер, поставьте его по центру фронтальной стены».

Каково идеальное расположение кресел относительно экрана и акустики?

Там, где вы видите и слышите хорошо! Подумайте обо всех отражающих и поглощающих поверхностях в комнате и о том пути, который должна пройти звуковая волна, стремясь добраться до ваших ушей. За вами есть твердая стена? Может быть, картина или ковер помогут справиться с отражениями от этой стены. Вы с кресла должны без проблем видеть весь экран и все колонки.

Затем подумайте о «сквозных линиях», проходящих от динамиков сквозь вашу голову. Что находится за вашей головой? Стена? Покрыта ли она отражающим или поглощающим материалом? Каков угол отражения? Может ли звук как-то странно от нее отразиться и создать в комнате гул или грязь? В этом может помочь подстройка угла атаки, расположения или способа крепления колонки, но можно и со стеной что-нибудь сделать.

Каковы лучшие настройки для дневного просмотра с засветкой — например, во время просмотра спортивной трансляции большой компанией?

Большинство современных телевизоров очень яркие и могут работать практически в любых условиях, однако не стоит забывать о ярком свете из окон и дверей. Бывает очень сложно скомпенсировать прямой поток света, исходящий от окна непосредственно в экран, так что таких ситуаций стоит избегать.

Спортивные трансляции традиционно проходят с более высокой цветовой температурой и более острыми гамма-кривыми, чем художественные фильмы. Температура между 5000 и 6500K, скорее всего, пойдет для баскетбола: соревнования по нему проходят в помещении, и такая температура соответствует подсветке баскетбольной площадки. Выше 6800K я бы не рекомендовал — будет слишком холодный цвет.

Если у вас на просмотр соберется толпа, то наверняка в комнате будет включено дополнительное освещение, так что не забывайте и об общей яркости. Ради нее можно пожертвовать уровнем черного, подняв уровень яркости выше среднего — с художественными фильмами вы такого, скорее всего, не сделаете.

Каковы лучшие настройки телевизора для просмотра динамичного контента, вроде спорта?

Скорее всего у вашего телевизора есть режим «спорт», и я бы начал с него. Настройки такого режима очень сильно разнятся от модели к модели. Например, проработка краев на некоторых устройствах работает хорошо, а на других ей нужно несколько кадров для того, чтобы войти в строй. Для художественных фильмов это нормально, но в спортивных трансляциях бесит.

Многие телевизоры могут создавать промежуточные кадры, используя «предсказывающие» алгоритмы: чаще всего такой процесс называют интерполяцией кадров. Если ваша модель умеет создавать такие кадры хорошо, то выглядеть трансляция будет менее «кристаллически» и грубо. Однако может получиться и эффект «мыльной оперы». Некоторые телевизоры симулируют эффект затухания люминофора в этих промежуточных кадрах, знакомый по ЭЛТ-телевизорам и плазмам, и он выглядит симпатично.

Каковы лучшие настройки звука для просмотра спортивных трансляций?

Выкручивайте на полную! Если вы построили сетап в соответствии с моими советами, то трансляция должна быть хорошей. Большинство процессоров и ресиверов оснащены различными эффектами, среди которых встречается и «стадион», и в хороших системах в таких эффектах нет необходимости, но на импровизированном коллективном просмотре они могут и улучшить звучание.

В частности, баскетбол изобилует четкими перкусионными верхами, широко расположенными в пространстве. Некоторым все эти скрипы кроссовок и мячей о глянцевый пол кажутся слишком противными, и для таких слушателей нужно немножко смягчить верха.

Есть ли у вас еще советы по просмотру спортивных трансляций, а не художественных фильмов или ТВ-шоу?

Чипсы и другую хрустящую еду нужно жевать строго во время тайм-аутов. В моем доме для этих целей служат креветки в маринаде из текилы и лайма, приготовленные на гриле. Не кидайте ничего в экран, если результат игры вас не устраивает, и наслаждайтесь проведенным временем!

Подключение домашних кинотеатров: схема, инструкции

Домашние кинотеатры позволяют получить гораздо больше удовольствия и функционала при просмотре фильмов, чем стереосистемы Hi-Fi, да и для их установки не нужно быть звукооператором. Все что нужно – это выполнить несколько простых действий, и очень скоро можно будет наслаждаться музыкой и фильмами с отличным качеством звучания.

Предположим, акустическая система и проектор для кинотеатра уже куплены, а множество больших коробок и кабелей доставлены. Процесс установки не будет зависеть от того, приобретены они целиком или в виде отдельных компонентов.

Подключение домашних кинотеатров требует выполнения трех этапов.

Шаг 1: выбор правильного размещения

Каждая комната не похожа на остальные, и качественное подключение домашних кинотеатров зависит от выбора места размещения акустических систем и других компонентов.

В идеале все динамики должны находиться на одинаковом расстоянии от слушателя. Это редко достижимо на практике, но уже хорошо, если это условие будет выполнено, по крайней мере, для передней левой и правой колонок. Если это возможно, следует разместить их приблизительно на уровне головы в 2-3 метрах от зрительского места.

Подключение домашнего кинотеатра LG, например, требует установки фронтального левого, левого верхнего, правого, правого верхнего, центрального, пространственного левого, верхнего левого, правого, верхнего правого динамиков и сабвуфера.

Центральный динамик должен быть направлен непосредственно на сидящего слушателя приблизительно на уровне головы. Будет большой ошибкой положить его на пол значительно ниже экрана или где-то над телевизором, так как такое положение создаст впечатление, что голоса раздаются с неба или из-под земли.

Задние динамики могут быть ближе или дальше от слушателя, но лучше попробовать поставить их чуть выше и позади его головы. Опять же, следует стараться соблюсти равенство расстояний, насколько это возможно. Не нужно направлять динамики непосредственно на слушателя, а лучше развернуть немного в сторону передней части помещения.

Из сабвуферов получаются хорошие подставки для комнатных растений или журнальные столики. Желательно устанавливать их, по крайней мере, в нескольких сантиметрах от стен, и не задвигать в угол – от этого низкие частоты станут искаженными и завышенными. Лучшее место для сабвуфера – возле фронтальных колонок.

Кабели и провода

Подключение кабелей и проводов – вторая по сложности часть установки домашнего кинотеатра после размещения динамиков. Они могут стать эстетическим кошмаром и опасной ловушкой для ног, но без них не обойтись, если, конечно, колонки не будут использоваться лишь в качестве украшений.

Беспроводные тыловые динамики устранят необходимость в проводах, идущих от одного конца помещения к другому, но питание им все-таки потребуется, так что проводов, идущих от блока управления до колонок в задней части комнаты, не избежать.

Подключение домашнего кинотеатра к компьютеру производится через LAN-порт на задней панели или встроенный модуль беспроводной связи. Кроме того, доступ к домашней сети позволит производить замену программного обеспечения устройства, получить доступ к онлайн-контенту и др.

Домашние кинотеатры, Blu-Ray/CD/DVD-проигрыватели, устройства записи видео и другая бытовая аудио и видеотехника — все это может находиться где угодно, если кабели достаточной длины. Лучше использовать HDMI везде, где это возможно, чтобы избавиться от хаотичного переплетения проводов, превращающего поиск нужного соединения в кошмар.

Подключение домашнего кинотеатра к телевизору или монитору происходит посредством именно такого кабеля. При этом на самом устройстве необходимо выбрать соответствующий источник изображения. Проектор для кинотеатра подключается таким же образом.

Наилучший вариант – когда кабель для домашнего кинотеатра проложен под полом или скрыт ковром. В противном случае не лишним будет приобретение крепления для прокладки вдоль плинтусов в нижней части стены, где они не будут так мешать.

Следует убедиться в том, что соединены аудиовыходы и входы одного цвета. Некоторые системы поставляются с цветными проводами для каждого динамика, в этом случае должна соблюдаться схема подключения колонок, указанная в инструкции производителя.

Где ставить аппаратуру?

AV-приемник является главным устройством домашнего кинотеатра и содержит все усилители, которые управляют акустической системой. Он будет нагреваться, поэтому не следует скрывать его в воздухонепроницаемом шкафу. Кроме того, необходимо иметь доступ к задней панели ресивера для подсоединения проводов. А еще размещать его нужно в пределах прямой видимости пульта дистанционного управления.

Телевизор должен находиться достаточно близко, он должен давать ощущение вовлеченности в происходящее (такое же, как если бы зритель располагался в настоящем кинотеатре, но не настолько, чтобы он чувствовал себя подавленными или мог было различать на экране отдельные пиксели).

Общим правилом для HDTV-экранов является соблюдение минимальной дистанции между зрителем и телевизором, равной полуторакратной длине диагонали экрана. Например, для телевизионного дисплея с диагональю 106 см наименьшее допустимое расстояние составит около 160 см, что все еще слишком близко. Большинство людей предпочитает расстояние в 2-3 м.

Шаг 2: настройка звука

Подключение домашних кинотеатров продолжается настройкой звучания системы. Хотя, возможно, оно будет отличным и без дополнительного вмешательства, но это маловероятно.

Большинство новых систем имеет автоматическую наладку, когда достаточно установить прилагаемый микрофон в положение прослушивания и нажать кнопку, чтобы театр самостоятельно во всем разобрался. Это нормально для начала, но не следует ожидать слишком многого.

Если автоматизированной настройки нет, придется углубиться в меню ресивера.

Большинство систем покажет, как автоматизированная настройка просчитала помещение, указав расстояния от микрофона до каждой колонки. Эта информация может быть правильной и не совсем верной. Следует проверить данные вычислений. И, если они неправильные, исправить их с помощью элементов управления. Это обеспечит одновременное прибытие звука из динамиков, которые находятся на разных расстояниях.

Автоматизированные системы часто хорошо балансируют громкость динамиков, но это можно сделать и вручную. Обычно для этого достаточно просто нажать кнопку, чтобы на каждую колонку началась трансляция белого шума. Громкость каждого динамика можно уровнять на слух, с помощью недорогого шумомера, который продается в магазинах бытовой электроники, или бесплатного приложения для смартфона. В руководстве указан рекомендуемый уровень звукового давления, в большинстве случаев равный 75dB.

Автоматика – хорошо, а слух лучше

Затем следует проиграть немного хорошо знакомой музыки или просмотреть отрывок фильма. Если система звучит глухо или ей не хватает чего-то еще, вполне вероятно, что автоматизированная установка подавила некоторые частоты. Чтобы исправить это, нужно найти настройку эквалайзера или динамического контроля. Иногда она имеет собственное название, такое как Audessey или Dolby, но, независимо от наименования, ее нужно просто отключить, и звучание должно улучшиться.

Сабвуферы могут иметь собственные регуляторы громкости и частот, называемые кроссоверами. Если они покупались вместе с системой, то все это должно контролироваться экранным меню. В противном случае работу сабвуфера придется настраивать отдельно.

Подключение домашних кинотеатров всегда следует начинать с предлагаемыми настройками и изменять их лишь в тогда, когда есть уверенность в том, что проблема может быть решена простым перемещением колонок. Иногда даже несколько сантиметров имеют решающее значение.

Шаг 3: правильное подключение

Многие домашние кинотеатры Blu-Ray-плеер подключают в головной блок. Там же находится и аудио- и видеоресивер. Для подключения чего-нибудь еще, как правило, присутствуют один или два дополнительных порта HDMI, но количество аналоговых входов может быть ограничено.

Одним из преимуществ автономных приемников AV является то, что у них есть ошеломляющее количество входов и выходов. Помимо выходов акустических систем, наиболее часто используемыми являются порты HDMI для присоединения различных проигрывателей и видеомагнитофонов, а также, по меньшей мере, одно подключение домашнего кинотеатра к телевизору. Все разъемы должны быть четко маркированы, а в руководстве можно найти схему соединения.

Как правило, достаточно подсоединить PVR-кабель в PVR-порт и так далее, но некоторые системы требуют настройки портов через экранное меню с выбором имени каждого разъема, управляемого пультом дистанционного управления. Это необходимо для того, например, чтобы при нажатии кнопки Blu-Ray-плеера на пульте ДУ не включалось устройство записи видео. Хорошо то, что данную процедуру нужно проделывать лишь при первоначальной настройке.

Главное, чем следует заняться теперь, – это прослушиванием. Кроме того, следует записать все настройки, которые будут изменены, чтобы иметь возможность их вернуть, если результат окажется не совсем ожидаемым.

Советы по настройке

Покупка домашнего кинотеатра может обернуться большим разочарованием, когда, владелец, пройдя через боль настройки, поймет, что у него впечатление от покупки не такое хорошее, как ожидалось. Одной из возможных причин этого является то, что помещение отражает волны совершенно иначе, чем то, где впервые прослушивалась система. Даже если звучание удовлетворительно, следует прислушаться к некоторым советам, которые помогут выжать из системы максимум, на что она способна.

Что делать, когда гулко?

Слишком резкое яркое звучание – когда высокие ноты грохочут, а голоса трудно разобрать. Это общая беда недорогих динамиков, но не все потеряно. Если в помещении твердый пол или много окон, не очень много мягкой мебели, даже хорошие колонки могут быть чрезмерно яркими. Добавление напольного покрытия, такого как ковер, или тяжелых штор, скорее всего, улучшит положение вещей. Также можно приобрести специальные звукопоглощающие материалы, которые крепятся к стене, но они обычно дороги и, вероятно, не будут сочетаться с декором помещения.

А если слишком глухо?

Слишком бледный звук, когда барабаны звучат, как картонная коробка, а басовые ноты будто одеты в шерстяные свитера, означает, что либо помещение крайне «глухое», либо куплена очень плохая система. Как правило, в таких комнатах слишком много мягкой мебели, ковер на полу и тяжелые шторы.

Такие помещения непригодны для систем домашнего кинотеатра, но добавление некоторых твердых поверхностей может решить проблему. Иногда достаточно просто повесить пару картин по обе стороны комнаты, чтобы звук отразился в сторону слушателя и пропало ощущение отсутствия объема.

Добавляя или убирая что-то, необходимо соблюдать баланс, так как движение звуковых колебаний подобно движению ряби на воде – отражение лишь от одной стены привнесет чувство неуравновешенности.

Устранение дребезга

Гул басов является общей проблемой, которую часто можно решить простым перемещением сабвуфера на небольшое расстояние. Нельзя устанавливать его в углах и у стен. Если это не подействовало, может быть полезным размещение в углах комнаты мягкой мебели и даже открытых книжных шкафов.

Ничто не заставляет так дребезжать окна, как сабвуфер, но некоторые вещи при высокой громкости колеблются и на более высоких частотах.

Включив музыку на максимум, следует походить по комнате в поисках вибрирующих предметов. Звучание системы намного улучшится, если ужасающий рев Смауга не будет сопровождаться шумом забытой в комнате детской погремушки.

Читать еще:  Причины плохого мытья посуды посудомоечной машиной
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector