Зачем нужен микшерный пульт

Зачем нужен микшерный пульт

Впервые увидев микшерный пульт с огромным количеством кнопок, фейдеров, разъемов и мигающих индикаторов, задаешься вопросом, как всем этим можно управлять и для чего он нужен. Попытаемся объяснить, зачем производители выпускают так много моделей микшеров

  • 15 июня 2017
  • 10838
  • Василий Гуляев

Популярное

Как это снято: «Зеленая миля»

10 фильмов 2019 года с лучшими визуальными эффектами

Как омолаживали главных героев фильма «Ирландец»

«Союз спасения»: как создавались костюмы для декабристов

15 лучших отечественных короткометражек 2010-х годов

Выбирая микшерный пульт, прежде всего необходимо определиться, что же это такое и для чего он нужен. Это устройство (его название происходит от английского «mixer» или «mixer console»), которое позволяет принимать различного рода аудиосигналы (микрофонные и линейные) и смешивать их. Кстати, изначально смешивание сигналов было основным назначением пультов: к примеру, с этой целью компания Вилли Штудера в Швейцарии в 1958 году выпустила первый микшер Studer 69.

Однако со временем задачи расширились, и современные модели микшеров могут производить с аудиосигналами различные манипуляции: усиление, эквализацию (частотную обработку), и динамическую обработку (компрессирование). Микшеры могут перенаправлять сигналы для объединения в группы, мониторинга, обработки внешними эффектами (маршрутизации) и других целей.

Микшерный пульт Studer 169 1980-го года

Итак, главная задача микшерного пульта — свести множество источников сигнала воедино и добиться оптимального баланса на выходе. По сути, пульт — это сердце любой студии, как профессиональной, так и домашней. Если без различных студийных приборов можно попытаться обойтись при помощи программного обеспечения компьютера, то микшерный пульт в любом случае нужен большинству людей, работающих со звуком.

Какие компании и фирмы производят микшерные пульты? Это довольно известные мировые бренды — Behringer, Allen & Heath, Soundcraft (входит в группу компаний Harman Pro), Presonus, Yamaha, Solid State Logic и т.д.

Классификация микшерных пультов

Все микшерные пульты условно можно поделить на несколько типов: концертные (основной или мониторный), студийные, вещательные (для радио и телевидения), для ди-джеев и т.д. Несмотря на различие в специфике, у них есть много общих черт: к примеру, входные ячейки и мастер-секция. У каждого типа пульта есть свое назначение, и этот фактор надо обязательно учитывать при выборе микшера. Например, концертный микшерный пульт сильно отличается от студийного по параметрам, и, соответственно, по цене.

Раз уж речь зашла о концертных пультах, то их основные задачи — это обеспечение высокой надежности и удобства в работе. И это не просто слова. Представьте, что серьезный концерт отменили из-за поломки микшерного пульта: по сути, это серьезный провал как для технической службы, так и для организаторов.

К концертным пультам можно отнести мониторные пульты, а также микшеры-сплиттеры. Также к ним относятся и зонные модели: они позволяют автономно направлять любой из входящих сигналов на любой из выбранных выходов. Такие микшеры используются в крупных торговых центрах, ресторанах и развлекательных клубах.

Основные черты современных студийных пультов — это, прежде всего, высокое качество звука, максимально большое соотношение сигнал/шум, возможность сохранения настроек, чтобы при необходимости одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить работу над ним. Отличие студийных пультов от концертных еще и в том, что у первых прямые выходы с каждого канала для мультитрековой записи, а у вторых — большое количество входов и возможность обеспечения сигналом несколько мониторных линий, хотя эти условные границы зачастую бывают размыты.

Эфирные пульты тоже должны обеспечивать высокое качество звука и специфические дополнительные функции: к примеру, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями. Эти пульты через интерфейс могут подавать сигнал, который включает световое табло «Микрофон включен» и одновременно отключает мониторы в студии. Они могут обеспечивать сугубо эфирную функцию «фейдер-старт», которая позволяет автоматически запускать CD- или MD-плееры при выведении фейдера (движкового регулятора) соответствующего канала. Все это не нужно в студии или на концертной площадке.

В зависимости от возможностей пульты можно разделить на стационарные, переносные и портативные.

Стационарные микшерные пульты используются на больших концертах и в солидных студиях звукозаписи — это профессиональные устройства с большим количеством каналов. В этой группе зачастую преобладают цифровые микшерные пульты.

Стационарный микшерный пульт

Переносные пульты — это полупрофессиональные и профессиональные модели (с количеством каналов до 16–20), которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и т.п.

Переносной пульт

Портативные пульты — компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они нужны там, где не требуется много каналов (до 6 – 8). К примеру, они применяются для озвучивания и музыкального сопровождения различных мероприятий и выступлений под фонограмму. Портативные пульты имеют небольшой вес и габариты, их легко перемещать, часто именно этот вид микшеров используют в домашних студиях. Для уменьшения габаритов линейные фейдеры (регуляторы уровня сигнала канала, иногда их называют «ползунками») заменены на круговые потенциометры.

Портативный пульт

Но и это не все. Микшерные пульты бывают аналоговыми и цифровыми, при этом последние на порядок дороже, но и ценятся звукорежиссерами гораздо больше. Цифровые пульты, как правило, используются в высокобюджетных студиях или проектах и все активнее вытесняют аналоговые. Их можно подключить к компьютеру для управления в заданной программе, а Wi-Fi-подключение и работа с планшетами обеспечивает уровень доступа, недостижимый для аналоговых пультов. Такие микшеры способны запоминать настройки, и это очень удобно при работе с большим количеством разных проектов. При использовании аналоговых пультов настройки приходится записывать или запоминать. Цифровые микшерные пульты имеют еще одно неоспоримое преимущество: возможность модульного наращивания в зависимости от нужд проекта.

И в завершение классификации: микшерные пульты по принципу работы могут быть пассивными и активными. Пассивные не имеют в своем составе звукоусилительных элементов, не нуждаются в источнике питания и используются для коммутации аппаратуры, выдающей достаточно мощный сигнал. Функциональностью и большим количеством регулировок такие пульты не блещут. Чаще всего они оснащены регуляторами громкости по каналам, регуляторами по высоким и низким частотам и одним общим регулятором на выходе (все идет на ослабление сигнала) — вот и весь набор стандартного пассивного пульта. Используются такие модели крайне редко.

Еще немного подробностей о микшерах

Говоря о микшерных пультах, мы постоянно употребляем слово «каналы». Допустим, есть пульт с заявленными 12-ю каналами. Однако это вовсе не подразумевает автоматическое наличие 12 микрофонных входов. Надо учитывать и стереовходы, которые используют два канала (для клавишных инструментов или стереоплейера). Как правило, количество каналов указывается в названии модели. Например, Mackie Mix8 — это восьмиканальный пульт.

Микшерный пульт Mackie Mix8

Входы пульта могут быть балансными и небалансными. Большинство моделей оснащены балансными входами, что способствует их большей помехозащищенности и, как следствие, приводит к уменьшению шумов. Микшерные пульты имеют микрофонные входы с использованием балансных (симметричных) XLR-разъемов и линейные входы для разъема типа 1/4″ Jack.

Конденсаторные микрофоны требуют для нормальной работы фантомное питание, и на пультах размещают кнопку включения напряжения 48 В на входах XLR. Понятно, что подключение конденсаторных микрофонов выполняется при отключенном фантомном питании.

Обратите внимание на знак DSP (Digital Signal Processor) — «Цифровая обработка сигнала». Это означает, что в данной модели обработка аудиосигнала осуществляется электронным способом.

У пультов есть еще несколько характеристик: мастер-шины, группы, организация посылов (AUX) и разрывов (Insert) — но для начального знакомства с микшерными пультами этих сведений не требуется.

Что такое микшер – определение и предназначение

Данный термин хорошо знаком людям, которым приходится работать со звуком: музыкантам, операторам, работникам радио и телевидения, ди-джеям, организаторам развлекательных мероприятий. Микшер (или микшерный пульт/микшерная консоль) — это устройство для обработки звука. Нужен такой прибор не только профессионалам, ведь звуковая какофония может испортить даже небольшой семейный праздник, выступление начинающих музыкантов и любительскую видео- либо аудиозапись. Попробуем разобраться, что такое микшер, для чего нужен микшерный пульт, где он используется, и как выбрать устройство под конкретные нужды.

Для чего нужен микшерный пульт

Разные звуки отличаются по громкости, высоте, тембру. В естественных условиях они могут заглушать друг друга, смешиваться, создавать сочетания, которые неприятны для человеческого уха. В больших помещениях нужно увеличивать громкость, иначе звуковое сопровождение воспримут только те слушатели, которые находятся рядом с источником звука.

Но простое повышение громкости сказывается на качестве аудио: появляются характерные искажения (например, дребезжание и шумы), низкие тона становятся чересчур тяжелыми, а высокие — пронзительными и резкими. Чтобы избежать этих явлений, нужно предварительно обработать отдельные звуковые дорожки, а затем объединить их — именно эти функции выполняет микшер.

Как работает микшер

Данный аудио-прибор принимает входные сигналы — отдельные музыкальные партии, голоса, фоновые звуки. Каждый сигнал принято называть каналом. К устройству можно подсоединять микрофоны, инструменты (midi-клавиатуру, синтезатор, выход гитарного усилителя), цифровые носители. Сигналы, которые поступают на пульт, обрабатываются разными способами, среди которых выделяются следующие:

  • балансировка громкости;
  • частотная обработка (если изменить частоту сигнала, можно обогатить звучание, а обрезка лишних частот выравнивает звук и убирает помехи);
  • добавление эффектов.
Читать еще:  Отмена печати документов на принтере

Затем отдельные сигналы соединяют в единую звуковую дорожку и записывают в файл (в ноутбуке или стационарном компьютере должен быть установлен специальный софт) или направляют на устройство выхода (динамик, колонки).

На заметку! Настройки, которые применяются во время работы, можно сохранять, чтобы впоследствии не требовалось заново выставлять нужные параметры для похожих проектов.

Виды микшерных пультов

Микшерные консоли встречаются самых разных видов в зависимости от многих параметров, а именно: формата обрабатываемого звукового сигнала, размеров устройства и целей его преимущественного использования.

По способу работы со звуком

По способу представления звука микшеры делятся на аналоговые и цифровые. В аналоговых устройствах звук — непрерывный электрический сигнал, а в цифровых звуковая волна преобразуется в последовательность чисел, которые указывают на значение амплитуды аудиосигнала в определенный момент времени.

По габаритам

В зависимости от габаритов и способа установки различают следующие типы микшерных консолей:

Стационарное оборудование используется в профессиональных студиях звукозаписи, а также на крупных концертных площадках. Оно предназначено для обработки большого количества сигналов. Такие пульты отличаются внушительными размерами и весом.

Переносное оборудование меньше и легче стационарного. В таких пультах обычно не более 20 каналов. Эти приборы можно переносить, чтобы работать в студиях, на выступлениях или выездных мероприятиях.

У портативного оборудования 6-8 каналов, небольшие размеры, малый вес. Такие микшеры используют для организации небольших праздников, выступлений под готовое звуковое сопровождение, любительских концертов и аудиозаписи в домашних условиях.

По предназначению

По назначению микшерные консоли делятся на:

  • студийные — для многоканальной записи музыки и звуковых дорожек;
  • концертные — для выступлений вживую или под фонограмму;
  • диджейские — для работы с сэмплами, виниловыми пластинками, добавления спецэффектов прямо во время выступления Dj в клубах, на дискотеках;
  • эфирные — для работы на радио и телевидении, подачи готовой фонограммы, живой музыки и речи в эфир, приема звонков;
  • универсальные — для выполнения нескольких задач.

Микшерские пульты каждого вида подходят для конкретных задач. Модели, которые считаются универсальными, не используются в сложных проектах с высокими требованиями к качеству звука.

Как устроен микшер

Между отдельными видами и моделями пультов имеется множество отличий, но некоторые компоненты присутствуют во всех приборах для обработки и смешивания звука. Устройство состоит из:

  • секции входов;
  • секции выходов;
  • регуляторов.

Входные каналы бывают моно- и стереофоническими, у последних два входа на один сигнал. У каждого монофонического канала по два разъема: линейный и для микрофона. У каналов для работы со стерео нет гнезд под микрофоны.

На заметку! Во многих моделях микшеров звук, который поступает на каждый вход, балансируется по громкости и очищается от шумов. Такие входы называют балансными.

После обработки сигналы группируются и подаются на выходные каналы. Среди них выделяют линейные выходы — разъемы, которые предназначены для вывода звука на внешние устройства.

Управление звуком осуществляется с помощью поворотных регуляторов или ползунков, а также переключателей в форме кнопок или рычажков. Отдельные каналы по необходимости можно включать или выключать, чтобы прослушать результат обработки. Количество элементов управления зависит от числа каналов.

У цифровых микшеров информация о сигналах часто выводится на небольшой жидкокристаллический дисплей. Некоторыми моделями можно управлять с мобильного устройства, но для этого потребуется программа, которую нужно установить с официального сайта производителя оборудования.

Параметры напряжения на входах и выходах, типы разъемов, назначение регуляторов и другие сведения можно узнать из документации к микшерной консоли. Инструкция с иллюстрациями и обозначениями поможет подготовиться к работе новичку и опытному пользователю.

Где применяются микшеры

Оборудование с большим количеством каналов используется в студиях для профессиональной записи звука: музыкальных композиций, звукового сопровождения к фильмам. Концертный пульт необходим для организации выступлений. Переносные устройства подходят для проведения праздников и общественных мероприятий на небольших площадках, в торговых и развлекательных центрах, учебных заведениях. Усилитель звука в мобильных пультах бывает встроенным, чтобы не возникало необходимости в отдельном приборе, который необходимо переводить с места на место.

Эфирные пульты используются в теле- и радиовещании. Диджейские консоли можно встретить не только в ночных клубах — небольшие модели используются на праздниках: корпоративах, свадьбах, семейных торжествах. Для чайников, непрофессиональных коллективов, а также тех, кому требуется несложное звуковое сопровождение, подходят портативные микшеры. Как их подключать, можно узнать в этом же разделе.

Плюсы и минусы микшерных пультов

В каждом виде микшерной консоли есть свои преимущества и недостатки. Зачастую они связаны с применением не по прямому предназначению (например, использование портативного пульта при проведении концерта), но есть и общие похвалы и замечания, основные из которых сведены в таблицу.

Основные органы управления и функции микшерного пульта

КРУТИЛКИ, РУЧКИ, КНОПКИ И ПОЛЗУНКИ НА МИКШЕРЕ

— называются фейдеры и потенциометры! Ползунки-фейдеры, крутилки — потенциометры.

Они нужны для управления усилением входного предусилителя , регулировки выравнивания сигнала на каждом канале, управления маршрутизацией входного сигнала на другие функциональные секции и настройки вклада канала. к общему произведенному соединению.

Фотография пульта очень большая — 2664 Х 2714

Эти сведения пригодятся тем, операторам на съемке, кому приходится подключаться к различным микшерным пультам.

Рассмотрим основные функции и органы управления микшерного пульта на примере YAMAHA MG166CX.

Этот пульт имеет 8 микрофонных каналов, которые могут использоваться как инструментальные:

два универсальных канала, которые можно использовать как микрофонные, так и в качестве сдвоенных линейных, для подключения стереосигналов (например, MD проигрывателя):

и два стереоканала:

так же этот пульт имеет встроенный блок эффектов:

встроенные компрессоры в микрофонных каналах, 2 AUX шины, 2 подгруппы и параметрическую регулировку средних частот в микрофонных каналах. Весьма обширный арсенал для его цены!

Что такое микшерный пульт? Грубо — это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями):

Итак, входной канал это:

Балансный микрофонный вход — это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе — канон), для подключения микрофонов.

Балансный линейный вход — это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.

Разрыв канала (INSERT) — это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) — посыл сигнала (выход), кольцо (RING) — возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) — общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.

Номер канала — порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.

Регулятор чувствительности (GAIN) — это параметр предварительного усиления входного сигнала. ВАЖНО ! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (PreFaderLevel) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.

Обрезной фильтр НЧ — используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.

Регулятор уровня компрессии — изменяет количество динамического эффекта «компрессор» в канале. Используется для «уплотнения» слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.

Индикатор пикового уровня — указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).

Регулятор ВЧ — корректирует уровень высоких частот (10 кГц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

Регулятор СЧ — корректирует уровень средних частот. Верхняя ручка изменяет частоту от 250 до 5кГц, нижняя уровень этой частоты от -15 до +15 Дб.

Регулятор НЧ — корректирует уровень низких частот (100 Гц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

AUX шина 1 (Pre fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.

AUX шина 2 (Pre/Post fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).

Переключатель AUX 2 — меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.

Регулятор уровня эффектов — изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.

Регулятор баланса — позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.

Кнопка включения канала — позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.

Кнопка включения PreFaderLevel — служит для настройки чувствительности канала.

Кнопка направления в подгруппу 1-2 — служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.

Читать еще:  Что значит «смартфон», и какими они бывают

Кнопка направления в подгруппу 3-4 — см выше.

Кнопка направления в Stereo Out — направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать — можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и тд.

Мастер-регулятор — задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы — должен быть установлен на уровне 0 Дб.

C входным каналами разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по разному, но принцип работы идентичен.

Селектор выбора программ — выбирает используемый тип обработки сигнала.

Регулятор параметра эффекта — отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну «хвоста» холла.

Регулятор AUX 1 — направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.

Регулятор AUX 2 — см выше.

Список программ встроенного блока эффектов — выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.

В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.

  • Reverb Hall 1
  • Reverb Hall 2
  • Reverb Room 1
  • Reverb Room 2
  • Reverb Stage 1
  • Reverb Stage 2
  • Reverb Plate
  • Drum Ambience
  • Karaoke Echo
  • Vocal Echo
  • Chorus 1
  • Chorus 2
  • Flanger
  • Phaser
  • Auto WAH
  • Distortion

STEREO OUT — самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.

Monitor out — дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.

Phones — выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.

Group out — балансные выходы шины Group 1-2/3-4. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.

Aux send — балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.

Aux return — балансные входы шины AUX. Используются для возврата обработанного сигнала с шины AUX. Может оптравляться как в Stereo out, так и в шины AUX. Так же может использоваться для подключения внешнего сигнала с проигрывателя или другого микшерного пульта.

Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2/3-4 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!

Видеообзор этого микшерного пульта на русском языке

Этот микшерный пуль можно применять на концертах групп с живым звуком. К нему можно подключить 12 устройств на вход. Инструменты и микрофоны. В этом обзоре микшерного пульта, показыно как работают: «Крутилки, вертелки», ползунки, входы и выходы

Детальный обзор всех регуляторов микшерного пульта

Пример подачи фантомного сигнала на входы. Пример подключения, коммутации, посыл звука на усилители и на колонки. Выходы и возвраты, дополнительные каналы. Примеры подключения ди-джейской установки.

Современные Ди Джеи, освоили микшерные пульты почти так же хорошо, как звукорежиссёры, они не олько миксуют музыку на вечеринках, но и сводят свои собственные композиции. Товарищи музыканты! Не забудьте о своем сайте и закажите профессиональное продвижение сайта на безграничных просторах интернета. Помните, хорошо раскрученные позиции сайта, это прежде всего ваша денежная прибыль от зазказов

Зачем нужен микшерный пульт

Что такое микшер? Само слово знакомо многим, но точное представление об этом устройстве, его назначении, разновидностях имеют только лица, занимающиеся обработкой звука. Данное оборудование является основой звукообрабатывающей системы. С помощью микшера получают высокое качество воспроизведения входящих сигналов. Он нужен и при реализации идей в сфере музыкального творчества, для эффектного их воплощения.

Характеристика оборудования

Микшер представляет собой цифровое либо электронное устройство, с помощью которого обрабатывают звуковые данные. Он смешивает несколько входящих сигналов и подает результат на выход. Весь процесс его работы с сигналами можно условно разбить на несколько этапов:

  • принятие их от источников звука (аудио оборудования, музыкальных инструментов, микрофонов и прочих источников);
  • балансировку;
  • обработку;
  • смешивание (суммирование) на выходе в конечный сигнал.

На этапе балансировки звуки распределяются по диапазону частот, гармонизируются, происходит панорамирование. Затем их обрабатывают различными эффектами. На последнем этапе получается суммированный сигнал, который потом усиливается и воспроизводится.

Другие названия у данного звукообрабатывающего оборудования — микшерный пульт или микшерная консоль.

Одной из главных характеристик пультов является максимальное число имеющихся каналов. Входы бывают двух типов:

  • балансные, уменьшающие в поступающем сигнале уровень имеющихся помех;
  • небалансные.

Первые в консолях применяются гораздо чаще.

Получается, что микшер, принимая звук от различных источников, соединяет его в необходимых пропорциях в одно целое на выходе. При этом происходит маршрутизация сигналов во время их записывания, суммирования и усиления.

Устройство микшерного пульта

Микшерные пульты различных моделей отличаются своим устройством. Но одновременно существуют обязательные для каждого элементы. К ним относятся секции входов и выходов.

Общий вид пульта показан на фото ниже.

Секция входов представлена определенным числом каналов (практически всегда их колличество пропорционально 2). Это число определяет максимально возможное количество принимаемых источников звуковых сигналов, которые затем регулируют, усиливают.

Приемные каналы могут быть как стерео, так и моно. Последним обычно соответствует по 2 гнезда.

Любой канал состоит из таких блоков:

  • усилителя входящего сигнала, который позволяет задать оптимальный его уровень, и имеет регулятор чувствительности;
  • источника питания «фантомного» типа (присутствует на большинстве моделей), предназначенного для подключения микрофонов с конденсаторами и некоторых других видов устройств;
  • эквалайзера, выполняющего корректировку частоты входящего сигнала;
  • маршрутизатора – блока, распределяющего поступающие звуковые сигналы на Aux-шины (дополнительные);
  • регулятора панорамирования, предназначенного для определения места поступающего сигнала среди стереозвуков;
  • фейдера громкости, позволяющего определить уровень входящего звукового сигнала в обобщенном балансе всех ячеек.

Эквалайзеры разных моделей имеют различное число регулировочных полос. У профессиональных их количество доходит до шести.

На дополнительных Aux-шинах сигнал может обрабатываться процессором эффектов (встроенным либо внешним). Также с их помощью звук можно направить на отдельную линию. Число шин находится в диапазоне от 2-х до 12-и. Для любой из них доступны 2 рабочих режима: Pre и Post. С их помощью можно выставлять баланс между соотношением уровня поступающего звукового сигнала и расположением фейдера громкости.

На некоторых моделях может присутствовать гнездо Insert, которое располагается после предварительного усилителя. Оно представляет одновременно систему «вход-выход» этого канала.

Выходы консоли могут состоять из следующих элементов:

  • универсальных шин (подгрупп);
  • ячеек, выполняющих дополнительные функции;
  • регуляторов уровня выхода (общего) и Aux-шин.

Линейные выходы на микшере могут иметься у любого входного канала. Они нужны, чтобы направлять сигнал на записывающее устройство. Линейные выходы бывают управляемыми либо неуправляемыми — это определяется назначением пульта.

Разновидности микшеров

Микшеры разделяются по различным критериям. Разных их типам свойственны свои эксплуатационные достоинства и недостатки. Так, исходя из принципа функционирования, устройства разделяются на:

Оборудование первого типа преобразует поступающие сигналы в цифровой формат, а далее они обрабатываются процессорами. Аналоговый прибор может иметь встроенный усилительный блок (активный) или быть без него (пассивный).

Классификация по функциональным возможностям выделяет такие виды микшерных консолей:

Панели имеют различное устройство и число входов-выходов. У студийного и концертного оборудования (профессионального) количество входных гнезд больше 32, а у бюджетных моделей их меньше. DJ-пульты имеют меньше выходов, блок эффектов и кроссфейдер (устройство, которое плавно соединяет поступающие звуковые сигналы). Для согласования с телефонами эфирные консоли могут иметь специальные ячейки. Из-за этого их называют «телефонными гибридами».

Разнообразие микшеров позволяет подобрать оборудование с требуемыми функциональными возможностями. Любительская техника удовлетворит простейшие запросы, а профессиональная позволяет достичь на выходе максимально возможного качества звука.

Область применения

Микшерные консоли нашли свое применения во всех сферах, где требуется высококачественная обработка звукового сигнала с последующим его усилением. Консоли используются:

  • звукозаписывающими студиями;
  • теле- и радиостанциями;
  • на концертных мероприятиях;
  • любителями музыки в домашних условиях.

Широкое распространение микшеров связано с желанием слушателей наслаждаться музыкой высокого качества. После обработки входящих сигналов приборы выдают прекрасно звучащие мелодии. Чтобы грамотно пользоваться данного рода устройством, знать, зачем предназначены входы и выходы на нем, различные регуляторы, необходимо изучить имеющееся в инструкции к используемой модели описание ее конструкции и работы.

Все о микшерных пультах

Микшерный пульт. Что это?

Это устройство, основная задача которого — суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные микшерные пульты, кроме этой функции, выполняют ряд других:

• коррекцию сигналов (эквализация, компрессирование, спецэффекты);
• маршрутизацию (пульт – это сердце любой концертной площадки или студии, от него расходятся провода к другому оборудованию);
• усиление (такой микшер можно подключать сразу к акустическим системам);
• запись на компьютер или на внешний носитель.

Как разобраться во всем этом многообразии?

Виды микшерных пультов

Все микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У всех есть своя специфика, и этот важнейший фактор нельзя не учитывать.

У диджейских пультов обычно меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы специальные функции:

• фейдер между парой стереоисточников, позволяющий одним движением микшировать их;
• специальный эквалайзер, в прямом смысле убивающий частоты;
• процессор эффектов с лупером или специальный вход с тон-корректором для подключения проигрывателей винила (или, как их еще называют, вертушек).

Читать еще:  Распространенные коды ошибок на принтерах HP

На фото — диджейский микшерный пульт

Эти функции, скорее всего, будут бесполезны для концертной или студийной деятельности, но вот провести дискотеку с другим микшерным пультом не получится.

Сейчас очень популярны стали DJ-контроллеры. Это микшерные DJ-пульты, объединенные с многоканальной (обычно две стереопары) звуковой картой и управляемые специальной программой с компьютера. Если источником звука будет только компьютер, то нет смысла покупать обычный DJ-микшер. Более целесообразной покупкой станет DJ-контроллер.

На фото — DJ-контроллер

У концертных пультов повышенное внимание уделяют надежности и удобству оперативной работы при частых выездах. Такой пульт должен обладать развитой архитектурой — возможностью подключать разнообразное дополнительное оборудование и маршрутизировать сигнал на различные зоны звукоусиления. К концертным пультам относятся зонные и мониторные пульты, а также различные сплиттеры, решающие узкие задачи во время крупных концертов.

На фото — концертный микшерный пульт

У современных студийных пультов ценятся, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек. Сейчас повсеместно используют цифровые пульты, позволяющие одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить его сведение в любое время. У студийных пультов часто обращают внимание на такие субъективные параметры, как сводимость и прослушиваемость, характеризующие баланс инструментов при производстве готовой записи.

На фото — современный студийный микшерный пульт

Радиовещательные пульты в некотором смысле похожи на DJ-пульты (не зря люди в эфирной студии чаще себя называют диджеями, чем ведущими). Однако у этих пультов есть некоторые дополнительные функции, например, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями, запуск фонограммы от канала фейдера, специальная динамическая обработка управляемыми компрессорами. Все это абсолютно не нужно в студии или на концертной площадке.

На фото радиовещательный микшерный пульт

В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные пульты – компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они используются там, где не нужно много каналов и нет необходимости подключать музыкальные инструменты. Особенностью портативных пультов является применение круговых потенциометров, благодаря которым устройства обладают малыми весом и габаритами, их легко носить с собой, и они не занимают много места в домашней студии.

На фото — портативный микшерный пульт

Кстати, вы можете посмотреть наше видео про 5 самых интересных представителей этих микшерных пультов на канале:

Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные модели, которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и др. Такие устройства имеют больше каналов, чем портативные модели. В концертной деятельности часто используются активные микшеры со встроенным усилителем мощности. В них есть все, что характерно для качественных микширования и записи.

На фото — переносной микшерный пульт

Стационарные микшерные пульты – это профессиональные устройства с большим количеством каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня. Все чаще встречаются цифровые микшерные пульты, которые позволяют вести многоканальную запись звука на компьютер, обладают широчайшими возможностями обработки звука, умеют запоминать все настройки конкретного студийного проекта и в значительной степени облегчают труд звукорежиссеров.

На фото — стационарный микшерный пульт

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов: что об этом нужно знать?

Если пульт называется 10-канальным, это не означает, что он имеет 10 микрофонных входов. Стереовход (например, для подключения стереоплеера) – это два канала. Также существует дополнительный, нерегулируемый вход TAPE (CD) IN, подающий линейный стереосигнал сразу на мастер шину: ему тоже нужны два канала. Таким образом, у 10-канального микшерного пульта могут быть 4 микрофонных моновхода, 2 стереовхода для подключения стереоисточников и дополнительный вход для подключения проигрывателя на мастер-секцию.

Как мы заметили выше, у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы. Они могут быть балансными и небалансными. Большинство пультов имеет балансные входы, что способствует большей помехозащищенности и, как следствие, уменьшению шумов. Поэтому следует применять балансные (их еще называют симметричными), преимущественно XLR-разъемы.

Интерфейс микшерного пульта

Все управление сигналом в микшерном пульте можно разделить на поканальное и общее.

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

Линейный вход 1/4″ TRS (толстый джек).

Очень часто микрофонный и линейный входы выполняются на бюджетных пультах для экономии места на так называемом COMBO разъеме. В него можно подключить и XLR, и Jack.

Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки (чаще всего компрессор) и его прием обратно от этого устройства.

Регулятор чувствительности GAIN, позволяющий настраивать входной канал микшера для работы с любыми источниками.

Эквалайзеры.Бюджетные модели имеют двух- или трехполосный эквалайзер. Более дорогие и профессиональные модели обычно подразумевают параметрическую регулировку, меняющую не только уровень каждой регулируемой частоты, но и саму частоту. Этот вариант удобен при концертной и студийной работах, поскольку позволяет сделать более точную и глубокую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанного сигнала от внешнего устройства обработки.

Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.

Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяются активность и маршрут сигнала.

Регулятор уровня громкости. На бюджетных моделях он выполнен на круговых потенциометрах, на профессиональных пультах на вертикальных фейдерах: чем он длиннее, тем более точно можно выставлять уровень сигнала.

К общему управлению относятся подгруппы, позволяющие объединить выбранные каналы для дальнейшего управления. Общая секция содержит выход на наушники, коммутацию (посылы и возвраты AUX, выходы на мониторы), встроенные DSP-процессоры. Обязателен также индикатор уровней. На профессиональных пультах есть встроенный микрофон для переговоров со звукорежиссером, специальный выход для подключения подсветки и многое другое.

Нужен ли микшер в домашней студии?

Теперь, когда мы знаем почти все о микшерных пультах, ответим на главный вопрос, который нам задают: «У меня домашняя студия. Имеет ли смысл купить в нее микшер?».

В минимальный состав домашней студии обычно входят:

— микрофон;
— звуковая карта;
— наушники;
— студийные мониторы;
— MIDI-клавиатура;
— коммутация и стойки.

Нужен ли в этом случае пульт? Наш ответ ? НЕТ. Микшерный пульт для записи не нужен: он не только не улучшит запись, но и, скорее всего, ухудшит ее. Конечно, если вы не используете свою студию для того, чтобы делать «четкие» фотки на его фоне:) 🙂

Почему мы так считаем?

1. Современные звуковые карты содержат в себе микрофонные предусилители качества, обычно превышающие аналогичные предусилители у пультов. Предусилитель стоит не дешевле 100 долларов, в 10-канальном пульте используется как минимум 4 микрофонных предусилителя, еще имеются стереовходы. Тем не менее цена на пульт от этого не вырастает выше 400 долларов. Вполне нормальный 10-канальный пульт можно купить за 120–150 долларов (он будет даже с процессором эффектов, который тоже отдельно стоит от 100 долларов). Логично, что при таких обстоятельствах выбор ? в пользу аудиоинтерфейсов и отдельных предусилителей.

Карты, кстати, могут иметь до 16 (и даже до 32) входных каналов и позволяют записать любой источник сигнала.

2. При записи с микрофона не рекомендуется пользоваться эквализацией или другой динамической обработкой, например, компрессором. Вы можете испортить свою запись, и при конечном сведении ошибку не получится исправить.

3. Сведение в 99 % случаев будет происходить в секвенсоре (специальной программе). Оставшийся 1 % приходится на дорогие аналоговые микшерные консоли. Стоимость таких пультов начинается сейчас от 500 000 рублей, они требуют большого количества дорогостоящей дополнительной обработки, и это совсем не домашняя звукозапись. Сводить на 8-канальном пультике за 10 000 рублей и получать великолепный результат, увы, невозможно.

4. Многие рассматривают микшерные пульты с USB на борту. К сожалению, для студийной записи эти пульты абсолютно бесполезны. Они оцифровывают только мастер-секцию, а писать поканально с ними нельзя. Другими словами, вы не сможете слушать через такой пульт минусовую фонограмму и писать вокал на отдельную дорожку: записываться будет уже готовый микс. Но для небольших выступлений это находка: не нужна звуковая карта, вы подключаетесь напрямую к ноутбуку и имеете звук в разы лучше, чем через встроенную звуковую карту. Чем больше мощность, тем заметней будет разница.
Но все вышеперечисленное не ставит крест на использовании микшерных пультов в домашней студии для мониторинга.

Пульт может быть полезен, потому что:

— У вас появится дополнительный выход на наушники (еще один есть в обязательном порядке на звуковой карте).

Заметим, что если вам нужно подключить более двух пар наушников, есть специальные предусилители для наушников. Их использование более практично.

— Вы сможете подключить через пульт не одну, а две пары мониторов.

Для серьезных студий существуют специальные мониторные микшеры. Они позволяют с большой гибкостью маршрутизировать сигнал.

На фото — специальный мониторный микшерный пульт

— Появится возможность в режиме мониторинга пользоваться эквализацией и оценивать необходимость частотной коррекции в реальном времени.

— Наконец, вы спокойно сможете перед записью порепетировать с товарищами, не думая, как это все воткнуть в вашу звуковую карту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector