Содержание

Работа кондиционера зимой

Эксплуатация кондиционера в зимний период

При наступлении холодов счастливые обладатели кондиционеров или их потенциальные покупатели, выбирая подходящую модель, начинают задаваться вполне естественными вопросами, а можно ли включать сплит-систему в дождь, снег и, вообще, использовать устройство в мороз, и не чреваты ли подобные эксперименты нежелательными последствиями.

Современные модели климатического оборудования с некоторыми ограничениями допустимо эксплуатировать в условиях похолодания, а зимний комплект для кондиционера расширит рабочие характеристики сплит-системы. Наиболее подробно остановимся на этих вопросах далее.

Принцип работы бытового климатического оборудования

Режимы работы кондиционера, которые отвечают за обогрев и охлаждение помещения, функционируют благодаря хладагенту, служащему проводником между уличным и домашним теплом. Другими словами, бытовые сплит-системы сами его воспроизводить не могут, а как насосы лишь перекачивают теплый воздух в комнату с улицы и наоборот. Перенос тепла происходит через специальные разновидности фреонов, а воздухообмен между ними и окружающей средой осуществляют воздушные теплообменники.

При этом производительность тепла зависит как от конструкции теплообменника, различной для определенных моделей кондиционеров, так и от изначальной температуры воздуха, который пропускается через него.

Компрессор, размещенный во внешнем корпусе устройства, отвечает за распределение по прибору холодильного агента. В этом ему помогает масло, которое начинает густеть на морозе. В результате механизм компрессора работает без смазки, и его запчасти изнашиваются раньше времени.

Существуют определенные правила эксплуатации кондиционера в зимний период, несоблюдение которых повлечет его поломку, а причиной ее часто становится гидроудар. При включении режима обогрева фреон подогревается и испаряется, однако, из-за чрезмерно низких температурных показателей он не успевает этого делать и сжиженный проникает в клапаны компрессора.

Температура окружающей среды и влажность взаимосвязаны — при изменении одного показателя, автоматически меняется и другой. Как следствие, повышается объем конденсата, выделяемого сплит-системой. Он выводится из устройства по специальной дренажной трубе, которая при сильном снижении температуры покрывается внутри льдом. Конденсату некуда стекать и он либо начинает сочиться наружу из внутреннего корпуса, либо вовсе приводит кондиционер в негодность.

Бытовым климатическим устройством допустимо пользоваться зимой, когда руководство по эксплуатации кондиционера позволяет это, но соблюдая между тем все указанные в нем меры предосторожности.

Функция обогрева

Обогрев кондиционером зимой возможен, когда в нем изначально предусмотрена такая функция. На пульте дистанционного управления этот режим обычно отмечен символом «солнце».

Перед началом использования системы обогрева нужно выяснить нижний температурный порог, при котором разрешено включать эту функцию, а инструкция кондиционера поможет в этом.

По умолчанию максимальная температура обычно не превышает 0°С. Но есть приборы, которые справляются с морозами, доходящими до -10°С и даже до -15°С. Это осуществимо благодаря другому типу фреона и возможности корректировать работу компрессора, доступной в инверторных устройствах.

Можно ли включать зимой кондиционер на обогрев, когда температура на улице находится на нижней границе допустимой? Не рекомендуется. Термометр может показывать ее с погрешностью в несколько градусов, что станет критичным для сплит-системы и выведет ее из строя.

Если устройство работает, на пульте нет никаких отметок об ошибках, но теплый воздух не поступает — вероятно, системе нужно время, чтобы нагреться, если за окном мороз. Обычно это не занимает более 15 минут.

Инверторная модель

Когда предполагается использовать кондиционер как единственный или основной источник тепла для помещения в зимнее время, стоит выбрать инверторную модель. Ею без опаски можно пользоваться при таком холоде, при какой температуре нельзя включать кондиционер стандартного бытового назначения даже самых современных и дорогих моделей и брендов — до -18…-30°С. Кроме того, инверторные устройства значительно долговечней, эргономичней и обеспечивают меньший температурный перепад.

Явные преимущества инверторных устройств отражаются на их стоимости: цена на подобные кондиционеры гораздо выше моделей бытовых систем.

Функция охлаждения

Задаваясь вопросом можно ли включать кондиционер на охлаждение зимой, ответ будет аналогичным уже затронутой теме об обогреве, но опять же следует неукоснительно придерживаться рекомендаций производителя.

Обычно эксплуатация сплит-системы на охлаждение допускается, если уровень температуры за окном держится на отметке до -5°С. А в случае потребности в усовершенствовании кондиционера, увеличении его мощности, на помощь придет установка низкотемпературного комплекта.

Доработка сплит-системы для зимней эксплуатации

Зимний комплект для кондиционера оснащен приборами, которые не дают холодильному веществу излишне переохладиться, обеспечивают обогрев дренажной магистрали и поддерживают масло в сжиженном состоянии.

Принцип его работы таков:

  • картерный нагреватель подогревает масло в компрессоре, на который приходится основная нагрузка при запуске, особенно зимой;
    прибор для обогрева дренажной системы как изнутри, так и снаружи, позволяет конденсату свободно выходить через дренажную трубку, препятствуя образованию ледяной пробки;
  • датчик температур вовремя фиксирует их понижение на улице и замедляет работу вентилятора на внешнем блоке устройства, благодаря чему в нем не образуется наледь, и попутно решаются проблемы со сниженной производительностью сплит-системы.

Зимний комплект устанавливается единожды и далее выполняет свои функции автоматически — срабатывает при похолодании. Теперь информацией о том, до какой температуры можно включать кондиционер, написанной в руководстве к устройству можно пренебречь, ведь зимний комплект значительно расширяет его возможности — в среднем до отметки в -15°С, а при отсутствии сильного ветра до -20°С. Температурный диапазон можно еще увеличить, хотя обычно это экономически не оправданная мера.

Эксплуатация кондиционера, усовершенствованного зимним комплектом, допустима при заниженном температурном пороге, однако, это справедливо лишь для режима охлаждения! При обогреве все останется без изменений, более того, возникнет риск гидравлического удара.

Кроме того, низкотемпературный комплект для кондиционера иногда может стоить больше самого устройства. Дешевле и проще установить его сразу при монтаже сплит-системы. Стоит помнить и о том, что гарантия на оборудование будет распространяться только, если установку его производили специалисты сервисных центров, а не хозяин своими силами.

Использование оборудования в непогоду

Соблюдая температурные границы, ответ на вопросы об осадках, в частности, о том можно ли включать кондиционер в дождь либо в снег однозначен, — разумеется, да. Повредить внешний модуль устройства вероятно лишь при падении на него сосулек и наледи. Установка специального металлического козырька над ним решит эту проблему.

Важно удостовериться, что температурные показатели на улице соответствуют допустимому порогу, заявленному производителем, либо что установлен низкотемпературный комплект перед тем, как проверить кондиционер зимой или осуществить его монтаж. Слишком холодная погода должна послужить причиной, отложить установку оборудования или его первый запуск до потепления.

Консервация оборудования к зиме

Если климатическое оборудование не планируется использовать в период холодов, то необходима подготовка кондиционера к зиме, т. е. его консервация.

В погожий день, когда отметка термометра не опускается ниже +16°С, нужно включить оборудование в режиме вентиляции на 1,5-3 часа, чтобы испарилась вся влага, находящаяся в теплообменнике внутреннего модуля. Если на улице холодней, рекомендуется воспользоваться режимом обогрева вместо вентиляции.

Кроме того, необходимо почистить фильтры сплит-системы от пыли и грязи. Нужно достать их, открыв переднюю панель устройства, промыть проточной водой с мылом, высушить и установить обратно.

Отсоединить сплит-систему от сети и убрать из пульта во избежание окисления батарейки.

Накрывать наружный блок кондиционера влагоустойчивыми материалами не рекомендуется, так как из-за скапливающегося конденсата, а также недоступности солнечного тепла на внешнем модуле вскоре образуется плесень.

Подведем итог

Из указанной выше информации становится понятно, можно ли зимой включать кондиционер, а также когда делать это не оправданно. Климатическое устройство, укомплектованное функцией обогрева в холодное время в этом режиме лучше не включать, а если использовать, то строго до температур, установленных в руководстве к оборудованию. Это предотвратит преждевременный износ компрессора и поломку устройства.

Читать еще:  Расшифровка и устранение ошибок мультиварки Редмонд

Беспроигрышным вариантом в домах, которые планируется обогревать зимой собственными силами, станет установка инверторной модели.

Перед тем как пользоваться кондиционером в зимний период на охлаждение следует внимательно изучить рекомендации производителя. Но не будет столь строгих ограничений, если устройство оснащено зимним комплектом.

Для информации предлагаем посмотреть видео по установке зимнего комплекта на кондиционер:

Работа кондиционера зимой

Работа кондиционера зимой в режиме охлаждения

Существует несколько проблем для работы кондиционера при низких температурах наружного воздуха в режиме охлаждения:

  • Переразмереный конденсатор
  • Перетекание жидкого хладагента в компрессор
  • Увеличение вязкости масла в системе
  • Замерзание конденсата в дренаже (если он отводится на улицу)

Для чего нужен регулятор давления конденсации

Первая проблема приводит к уменьшению давления в системе, уменьшению количества подаваемого фреона и, соответственно, производительности кондиционера. Следствием уменьшения давления в испарителе, будет его обмерзание.

Самый доступный способ избежать этого-уменьшить теплосъём с конденсатора путём уменьшения потока воздуха через него.

Сделать это можно установкой регулятора вращения вентилятора, который представляет из себя электронный блок регулирующий напряжение идущее на двигатель вентилятора по датчику, который устанавливают на теплообменнике внешнего блока.

Для чего нужен подогрев картера компрессора?

Во время длительных остановок кондиционера, при низкой температуре воздуха весь хладагент скапливается в наименее нагретых участках холодильной системы, то есть в наружном блоке, и в том числе и в картере компрессора.

При последующем старте жидкий хладагент вскипает (из-за снижения давления) и может попасть в полость всасывания, что вызовет гидравлический удар и поломку компрессора. Также жидкий хладагент смывает масло с поверхности трущихся деталей, что вызывает перегрев и заклинивание компрессора.

Справится с этим можно подогревая компрессор во время его остановки, причём большой мощности не требуется, так как нужен небольшой перепад температуры между компрессором и другими деталями наружного блока.Также подогрев решает и следующую проблему-увеличение вязкости, так как при нагревании вязкость масла уменьшается и не мешает нормальному старту компрессора.

Очень часто конденсат из кондиционера стекает на улицу, и естественно зимой дренаж замёрзнет и вся жидкость польётся из кондиционера в комнату. Чтобы избежать этого в трубку стока конденсата устанавливают нагреватель, который не даст замёрзнуть дренажу. Его целесообразно подключать таким образом, чтобы он работал при работающем компрессоре.

В современных инверторных ( и не только) кондиционерах адаптация к низким температурам уже предусмотрена и они способны работать вплоть до -30ºC.

Работа кондиционера зимой в режиме обогрева

При работе кондиционера на тепло, возникают те же самые проблемы, только конденсатор наружного блока оказывается недоразмеренным.

Практически это довольно сложно преодолеть, поэтому нижний предел работы на тепло зимой около -5ºC.

Так как кондиционер это всего-лишь тепловой насос, который перекачивает тепло, то при понижении температуры на улице его КПД заметно падает и отдача тепла соответственно тоже.

Обмерзание наружного блока приводит к задеванию вентилятором наледи, что вызывает треск, заклинивание, и поломке электродвигателя или лопастей вентилятора.

На фото изображён кондиционер работающий на тепло при температуре на улице всего -2 0 С . При этом на нём образовался довольно приличный слой льда.

Как адаптировать кондиционер для зимней работы

Но производители климатической техники постоянно работают над усовершенствованием своей продукции. Например, компания Mitsubishi разработала специальную серию Zubadan. В ней используется технология двухфазного впрыска хладагента и специальные компрессоры со штуцером инжекции.Производители обещают при -25ºC падение мощности всего на 20%. Эти тепловые насосы используются в Японии и скандинавских странах для отопления и горячего водоснабжения. Цена на такие системы, естественно, соответствующая.

Если же требуется работа кондиционера зимой только на охлаждение, например для использования в серверных, наиболее оптимальным вариантом будет оборудование обычного кондиционера системой зимней адаптации, так называемым «зимним комплектом», в который входят:

  • ТЭН для подогрева картера компрессора кондиционера
  • Регулятор давления конденсации
  • Обогреватель дренажной системы (если конденсат выводится на улицу)

С помощью данной системы удаётся понизить рабочий диапазон температур кондиционера до -30 0 С

Использование кондиционера зимой на обогрев

Многие люди часто задаются таким вопросом: можно ли включать кондиционер зимой в квартире и почему нельзя включать кондиционер при минусовой температуре. Об этом расскажем ниже, подробно описав принцип работы кондиционера на обогрев и момент того, до скольких градусов можно его включать.

Можно ли включать на обогрев кондиционер зимой

До пользования режимом обогрева и его включения, посмотрите, имеет ли кондиционер такую функцию и может ли она включиться. Эта информация указывается в инструкции и на самом приборе. Режим подогрева обозначается солнечной пиктограммой.

В случае предусмотрения режима, благодаря которому можно начать обогреваться и подогреть помещение лучше центрального отопления, нужно посмотреть на показатель нижнего температурного порога, при котором можно включать обогрев.

Это важно, прежде чем оборудовать помещение системой кондиционирования и обогревателем, начать распространение тепла по дому. Обычно информация того, как включить оборудование и им начать отапливать комнату, также есть в инструкции.

Обратите внимание! В дополнение к теме, до скольки градусов можно использовать кондиционер, стоит указать, что каждый термометр имеет свою погрешность. Иногда она может достигать 2-3 градуса. Поэтому лучше не использовать сплит-систему при показе критической отметки, не отапливаться.

При какой температуре работает на обогрев

В инструкции указана температура, при которой работает устройство на обогрев. В зависимости от вида оборудования, нижний предел может быть равен 0 или -20 градусов. Стоит понимать, что если кондиционер работает только в одном режиме, то в зимнее время его использовать нельзя. Его можно применять только летом, весной и осенью до 0 градусов.

Принцип работы кондиционера на обогрев

Изначально кондиционер предназначался только для того, чтобы охладить помещение. Но, сегодня некоторые модели способны обогреть комнату. Получается это благодаря совместной работе хладагента, компрессора, конденсатора, испарителя и внутреннего/внешнего блока.

Так, хладагент в виде газа идет к компрессору. Оттуда он нагревается и попадает в отделение конденсатора. Там хладагент становится водой и проникает в отделение испарителя внутреннего блока. Из жидкости переводится в газ и убирается из помещения через внешний блок.

Далее он опять поступает в отделение компрессора, и работа начинается вновь. Сам режим обогрева создает клапан, разворачивающий кондиционер с испарителем местами в условиях нормальной работы.

При какой температуре можно и нельзя включать

Лучшим вариантом будет использование кондиционера в сезон зимнего времени года при температуре от 3 до 10 градусов. В таком случае прибор сможет показать максимальную производительность при потреблении 3 киловатт электроэнергии (примерное число). В случае падения температуры на улице ниже 0, производительность оборудования падает. Происходит износ компрессора, начинает перекачиваться воздух неправильно.

Однако у всех приборов свои допустимые технические температурные границы, когда они могут использоваться. Например, в инструкции может быть указано, что износ компрессора будет происходить при температуре -15 градусов. Включать же прибор будет возможность при показателе не ниже -12 градусов. Этот момент стоит понимать при приобретении себе в дом устройства зарубежного или российского производства.

До скольких градусов можно включать кондиционер

Обычно кондиционер работает в режиме обогрева при превышении температуры воздуха больше -5 градусов. Если есть более низкие температуры, то использовать обогревательную систему нельзя из-за процесса понижения мощности работы системы, поломки дренажа и риска конденсаторного обледенения и последующего ремонта инвертора.

Но некоторые модели сплитов способны нагреть воздух при температуре -10 и -15 градусов. При последней отметке могут обогревать дом модели инверторного типа. Они регулируются, поэтому являются более гибкими к температурным изменениям.

В целом, можно указать, что включать зимой кондиционер нужно с осторожностью, чтобы обогреваться, следуя инструкции по эксплуатации. Лучше не использовать систему в случае показа термометром критической отметки, которая заявлена производителем.

Работа кондиционера зимой в автомобиле

До недавних времен кондиционер в автомобиле считался роскошью и устанавливался в основном на машины бизнес- и премиум-класса. Сейчас же климатическая система есть даже на бюджетных автомобилях. Кондиционер – очень полезная опция, особенно в жаркие, знойные дни. Машина сильно нагревается под солнцем (не спасает даже тонировка). А с открытыми окнами ездить не очень комфортно. Но как показывает практика, включение данной системы приносит пользу не только летом, но и зимой. Можно ли включать кондиционер зимой в машине, и как правильно это сделать не в ущерб автомобилю? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как это работает?

Данная система состоит из нескольких элементов:

  • Компрессора.
  • Салонного радиатора (испаритель).
  • Дренажных отверстий.
  • Ресивера-осушителя.
  • Наружного радиатора (конденсора).
  • Расширительного клапана.
  • Соединительных трубок и уплотнительных элементов.
Читать еще:  Очищаем пароварку от накипи

О профилактике

Со временем у автомобилистов выходит из строя климатическая установка. Специалисты говорят, что на срок эксплуатации существенно влияет длительность простоя. Чем дольше вы не используете кондиционер на тепло или холод, тем выше риск его поломки. Надо ли зимой включать кондиционер? Ниже мы подробно разберемся в этой проблеме.

Чем опасен простой?

Многие используют кондиционеры без обогрева. Таким образом, система активно работает лишь в период с мая по сентябрь. Остальные месяцы она находится в «замороженном» состоянии. Это очень вредно для системы. Дело в том, что узлы климатической установки покрыты масляной пленкой. При долгом неиспользовании, масло стекает в нижнюю точку системы. Из-за этого все элементы кондиционера первое время будут работать всухую. И чем больше времени климат-контроль не использовался, тем меньше смазки в нем будет.

Следующий момент – это трубки и уплотнители. Нужно ли включать кондиционер зимой? Если не использовать часто его, трубки будут пересыхать и трескаться. Также в системе появится конденсат. После длительного простоя кондиционер будет дуть неприятным запахом. Придется обрабатывать испаритель различными антисептиками. Но чтобы добраться до узла, придется разобрать переднюю панель автомобиля.

О периодичности использования

Когда можно включать кондиционер? Специалисты говорят, что максимальная длительность простоя составляет до двух недель. Далее начинаются губительные для системы процессы.

Как правильно пользоваться?

Рассматривая вопрос, можно ли включать кондиционер зимой в машине, выделим несколько важных моментов в ходе профилактических мер:

  • Запуск системы должен производиться при температуре не ниже -5 градусов Цельсия. Включать кондиционер нужно только на прогретом двигателе и в совокупности с печкой. Почему именно так? Дело в том, что на испарителе оседает влага. Она не успевает растаять при слишком низких температурах. А запуск системы на непрогретом моторе чреват попаданием кристаллов льда в узлы кондиционера. Это приводит к его немедленной поломке.
  • Наряду с кондиционером стоит включить и режим рециркуляции. Делается это при отсутствии пассажиров в салоне (иначе рециркуляция даст парниковый эффект). Это обязательная мера. В таком случае воздух для кондиционера будет забираться не из улицы, а из салона, где он более теплый. Это будет способствовать ускоренному прогреву системы.

Что делать, если температура воздуха ниже -5 градусов?

Как мы уже сказали ранее, попадание жидкого фреона в компрессор нежелательно. Можно ли включать кондиционер зимой в машине в таком случае? Категорически нет. Но как быть тем, у кого зима длится по 5-6 месяцев?

Кондиционер и расход

Многие не хотят включать данную систему, аргументируя это повышенным расходом топлива. Более того – даже летом такие автомобилисты ездят с открытыми окнами, не говоря уже о зимнем периоде.

Делаем выводы

Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Можно и даже нужно. Это необходимая мера профилактики климатической системы. Но следует знать, как ее правильно делать. Запускать систему в сильный мороз нельзя. Также запрещено включать ее на непрогретом моторе. В противном случае вы только сократите ресурс эксплуатации автомобильного кондиционера. Зная, как правильно включать кондиционер зимой, вы обеспечите системе долгую и надежную работу. А к лету вы не будете погибать от неприятного запаха плесени, который образовался из-за простоя системы зимой.

Преимущества использования кондиционера в морозную погоду: снижение влажности воздуха!

Как отмечают специалисты, зимой включать кондиционер в авто не только можно, но даже и нужно, поскольку его работа приносит немало пользы машине.

В холодное время в воздухе содержится большое количество влаги, которая попадает внутрь салона. Кроме того, попадает она туда также и в виде дождя или снега на обуви и одежде пассажиров, в результате чего в закрытом транспортном средстве скапливается водяной пар.

Его излишки проявляются в виде запотевания стекол, что ухудшает обзор для водителя. Включив же кондиционер в холодное время, он не только избавит стекла от запотевания, но еще и высушит воздух. Для этого нужно всего лишь направить поток из очищающего воздух устройства на стекла, переключившись на режим замкнутой циркуляции.

Всем известно, что работающий кондиционер повышает расход топлива транспортного средства. Этот факт довольно часто является причиной того, что использовать такое устройство в зимнее время не следует.

Продление срока службы прибора.

Кроме вышесказанного, работающий кондиционер в морозную погоду не только удалит излишки водяного пара из салона, но еще и продлит срок службы прибора. Конечно, для этого вовсе не нужно запускать его каждый день: будет достаточно включать прибор примерно раз на 7-10 дней, оставив его работать хотя бы на 15-20 минут.

Все дело в том, что пленка масла, покрывающая поверхность внутренних деталей прибора, медленно стекает вниз, оставаясь только в некоторых местах системы кондиционирования.

Чем больше времени будет бездействовать этот узел транспортного средства, тем дольше его компрессор после запуска будет функционировать на сухом трении, до того времени, пока смазка не разнесется по всей системе.

Компрессор – достаточно дорогостоящее оборудование, поэтому его поломка по причине длительного простоя нанесет серьезный ущерб бюджету. Но даже его замена не принесет ожидаемого результата.

Все металлические частицы с поверхности деталей, которые будут «сдираться» с них в результате работы компрессора в режиме сухого трения, разойдутся по всей системе.

Даже в случае ее промывки перед установкой нового узла поможет не сильно: частицы металла обязательно останутся, попадут в новый компрессор, где будут ухудшать его состояние.

Поэтому в зимнее время включать кондиционер не только можно, но даже и нужно в целях продления его срока эксплуатации.

Проблемы с включением.

Совсем другое дело, то что при отрицательных температурах возникают проблемы с запуском кондиционера, вследствие чего и бытует убеждение, что этот прибор нельзя использовать зимой.

Многие автовладельцы уверены, что причиной проблем со включением является специальный датчик, который настроен на какую-то определенную температуру воздуха снаружи. На самом же деле подобный узел существует, но зависит его работа вовсе не от параметров воздуха, а от уровня давления хладагента – фреона – в кондиционере.

А уже этот параметр зависит от температуры. Кроме того, уровень этого вещества в системе кондиционирования может быть меньшим требуемой нормы, при этом устройство может не запускаться. Почему так происходит?

Даже в случае полной герметичности системы, за год уровень фреона уменьшается примерно на 10% — это норма.

В теплое время недостаток этого хладагента не заметен, поскольку при высокой температуре его давления достаточно для запуска кондиционера. Но вот зимой давление фреона падает, и датчик может посчитать, что его уровень находится ниже минимальной отметки, в результате чего устройство и не будет включаться.

Как включить кондиционер зимой?

Чтобы включить кондиционер в холодное время, можно попробовать загнать автомобиль в гараж или же запускать его во время мойки машины.

Если такой возможности нет – можно попробовать поездить некоторое время, а уже после этого пробовать запускать систему кондиционирования – в моторном отделении повысится температура, в результате чего некоторые узлы системы также прогреются и давление хладагента повысится до нормального уровня, что и даст возможность запустить кондиционер.

Сразу же после включения устройство должно работать при закрытой циркуляции – в таком случае воздух, который проходит через прибор, будет забираться не с улицы, а с салона, где он более теплый. Это будет способствовать еще большему прогреву кондиционера и его нормальной работе.

Таким образом, не следует больше сомневаться в том, можно ли зимой включать кондиционер в машине – делать это нужно обязательно и в морозную погоду для продления его срока службы и улучшения микроклимата в салоне.

Автомобили обзавелись системой кондиционирования уже очень давно, но до сих пор она вызывает массу вопросов со стороны рядовых потребителей. К примеру, можно ли использовать ее в зимний период и способна ли она вообще работать в таких условиях?

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Блок климат-контроля

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Схема системы кондиционирования воздуха

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Читать еще:  Устройство пылесоса: основные составляющие, классификация

компрессор кондиционера

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при —26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

Состояние хладагента

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора — примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Датчик температуры наружного воздуха

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.

Можно ли, при какой температуре и почему нельзя включать кондиционер зимой?

Изначальная задача бытового кондиционера – это охлаждение воздуха в квартире, коттедже или ином частном строении. Однако широко сейчас распространенная сплит-система может использоваться также в режиме обогрева. При этом не каждая модель данного устройства на подобное рассчитана. А те, в которых такая функция производителем предусмотрена, имеют массу ограничений на применение в качестве обогревателя. Вдобавок включать кондиционер зимой в большинстве случаев и вовсе не рекомендуется.

Содержание

Принцип работы кондиционера

У каждого кондиционера свой диапазон рабочих уличных температур. Обычно это от минус 50 С до плюс 35–40 С. Но есть и устройства, рассчитанные на работу зимой при достаточно сильном морозе – до минус 20–25 С. Чтобы однозначно выяснить, при какой температуре можно включать кондиционер, необходимо смотреть этот параметр в техпаспорте конкретной модели.

Рабочие температуры кондиционера при использовании зимой и летом

При этом неважно для охлаждения либо обогрева используется данная климатическая техника. Если устройство не рассчитано на работу при минусовых температурах, то включать кондиционер нельзя в любом режиме. Все дело во внешней его части, которая расположена на улице. Имеющемуся там оборудованию заморозки противопоказаны.

Что учитывать при выборе кондиционера

При работе кондиционер не производит «холод» или «тепло». Он лишь перекачивает тепловую энергию, забирая ее в одном месте и отдавая в другом. Когда он охлаждает, то просто вбирает с помощью конденсации на теплообменнике в себя часть тепла из комнатного воздуха. А затем выводит его на внешний блок и отдает улице. При нагреве происходит обратный процесс – тепло берется вовне и передается в комнату.

Температурные колебания в помещении зимой

Работа на охлаждение зимой

Обычно кондиционер зимой для охлаждения комнатного воздуха не используется. В зимний период требуется больше обогревать помещения, нежели понижать в нем температуру. Тем не менее, работать в таком режиме при небольшом минусе за окном он может и будет. Только есть несколько моментов.

Работа кондиционера на охлаждение

Ограничения по использованию зимой бытового кондиционера при слишком сильном морозе связаны с тем, что:

  1. В компрессоре внешнего блока от низких температур начинает густеть масло, иногда до полного застывания.
  2. Дренаж (шланг с капающей водой) может просто перемерзнуть.

В обоих случаях техника неизбежно сломается. При этом температура за окном «около нуля» большинству кондиционеров не страшна. Их вполне разрешается включать «на холод» и зимой. Только делать это рекомендуется не слишком часто. С одной стороны из-за густого подстывшего масла компрессор после включения работает с перегрузкой, а с другой – эффективность его при минусе на улице оставляет желать лучшего.

Колебания температур при использовании разных типов кондиционера

Даже если обычная бытовая техника для кондиционирования рассчитана на работу в зимний период, столь же эффективно как летом она функционировать все равно не сможет. Если за окном капель, то пользоваться ею изредка при острой необходимости можно. Но вот что будет, если включать кондиционер зимой на охлаждение постоянно, лучше на практике не выяснять. Долго он не прослужит.

Оптимизация работы кондиционера с помощью регулирования потока воздуха

Работа на обогрев зимой

Помимо вышеописанного использование кондиционера зимой на обогрев сопряжено еще с одним нюансом. При заборе тепловой энергии из холодного уличного воздуха он еще больше охлаждается. В результате блок на улице покрывается дополнительным слоем льда со снегом, которые образуются при этом процессе.

Принцип работы кондиционера на обогрев

Если производитель разрешает запускать кондиционер зимой на обогрев, то его вполне можно включать. Однако надо удостовериться, что оборудование на улице надежно закреплено, и использованный для этого крепеж способен выдержать вес образующегося на корпусе льда. Это не вентиляция в бане с естественной тягой, где нет наружной части. Здесь все гораздо сложнее.

Направление воздуха кондиционера при разных режимах

Работа кондиционера (типовой сплит-системы) построена таким образом, что во включенном состоянии он постоянно перекачивает фреон между внешним блоком на улице и внутренним в комнате.

При «обогреве» много тепла зимой из холодной атмосферы за окном он взять просто не в состоянии. Поэтому весной, осень или в оттепель его можно включить в качестве дополнительного обогревателя. Однако при сильных заморозках лучше этого не делать.

Распределение тепла при обогреве кондиционером

Как можно пользоваться кондиционером зимой

Чтобы определиться при какой температуре нельзя включать кондиционер зимой, необходимо внимательно прочитать инструкцию к конкретной модели. Производитель все четко там указывает, выходить за установленные температурные параметры крайне не рекомендуется. То же касается и режима обогрева. Есть техника, которая способна нагревать воздух, а есть та, что работает исключительно на охлаждение.

Распределение температуры при работе кондиционера в разных режимах

В зимний период использовать кондиционер во всех разрешенных рабочих режимах, как и ту же вентиляцию в гараже, вполне можно. Однако следует следить, чтобы у него не перемерз дренаж, а внешний блок на стене был закреплен с учетом образования на нем дополнительной ледяной корки.

Смотрите также видео об эффективности использования кондиционера зимой:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector