Содержание

Особенности самостоятельной сборки домашнего кинотеатра

Выбираем домашний кинотеатр и не ошибаемся: 14 важных параметров и советов, которые нужно знать перед покупкой!

Имитация полного погружения при просмотре фильма — то, что ценят заядлые киноманы. Нужную атмосферу способны создать объемный звук, большой экран с четкой картинкой и 3D-эффект. Современные кинотеатры уже давно предоставляют своим клиентам возможность проникнуться переживаниями главных героев, получить те же эмоции и наблюдать за ходом сюжета будто изнутри фильма. Но что делать, если хочется наслаждаться подобным качеством кинокартин и дома? Ответ прост — приобрести собственный домашний кинотеатр вместо привычного телевизора. При этом, выбирая подобную технику, важно учитывать множество нюансов работы и характеристик различных моделей, и для верности решения — изучить рейтинг лучших производителей.

Что такое домашний кинотеатр

Домашним кинотеатром называют систему связанной друг с другом мультифункциональной техники, позволяющей смотреть фильмы, слушать музыку и даже играть в различные игры. Качество звука и изображения при этом сравнимы с просмотром фильмов в полноценном кинотеатре.

Стандартно в комплекс домашнего кинотеатра входят:

  • телевизор;
  • акустическая система;
  • ресивер;
  • DVD-плеер или Blu-Ray.

К этому набору может добавляться еще множество устройств в зависимости от бюджета и потребностей покупателя.

Существует два варианта выбора мини-кинотеатра для квартиры или дома:

  1. Сборный, элементы которого куплены по отдельности;
  2. Замкнутый или «в одной коробке», приобретенный у конкретного производителя.

В первом случае есть возможность подобрать наиболее оптимальные по цене и функционалу элементы комплектации. Однако сложность может возникнуть с совместимостью приборов (возможно, придется докупать переходники, адаптеры и т. д.) и подбором техники в едином стиле.

Второй вариант проще, экономит время и зачастую средства. Подойдет тем, кто не особо заморачивается на счет различных технических характеристик и просто хочет приобрести качественный готовый домашний кинотеатр.

Основные критерии выбора

Выбирать подобную дорогостоящую технику только по рекомендациям консультантов не стоит.

Обязательно нужно понимать, какие именно представленные в паспорте прибора характеристики являются показателем качества, а какие — лишь маркетинговый ход.

Для начала можно изучить параметры выбора основных составляющих домашнего кинотеатра.

Подбор плеера

Плееры для домашних кинотеатров бывают двух видов: DVD и Blu-Ray. Отличаются они способом записи информации — у «дивидишников» это происходит посредством инфракрасного луча, у Blu-Ray с помощью синего луча.

Blu-Ray — относительно новая технология, поэтому не все фильмы можно найти на дисках для такого плеера.

Основной критерий выбора плеера — поддержка нужного звукового формата. Есть три основных варианта звукового стандарта для домашнего кинотеатра:

  1. DTS — относительно недорогая технология, но и по качеству уступающая более новым разработкам. Количество каналов от 1 до 5.1;
  2. Dolby Digital — более современный, но тоже не идеальный по качеству битрейта и частоты дискретизации формат. Количество каналов совпадает с DTS форматом;
  3. Форматы 6-канального звука Dolby Digital EX и DTS ES — результаты новейших разработок. Отличаются хорошим качеством сжатия без потерь, поддержкой одновременно нескольких звуковых дорожек. Количество каналов доходит до 8.

Идеальный вариант — когда плеер поддерживает все форматы звука. В противном случае, купив новый диск, можно столкнуться с проблемой несовместимости форматов и плохим качеством звука в итоге.

Следует учитывать и тип подключения. Для DTS и Dolby Digital подойдет HDMI-подключение, для более новых форматов — HDMI 1.3.

Акустическая система и ее состав

Одна из главных составляющих домашнего кинотеатра — акустическая система. Именно поэтому к ее выбору стоит относится с особой щепетильностью. Нужно обращать внимание на:

  1. Мощность. Чем больше по метражу помещение, в котором будет располагаться система, тем больше должна быть ее мощность. Для небольших пространств хватит мощности 50-70 Вт, для комнат площадью больше 30 м 2 — необходимо около 150 Вт. В инструкции акустической системы может быть указано две мощности — номинальная и пиковая. Обращать внимание нужно именно на номинальную мощность, поскольку максимальные показатели не всегда могут быть достигнуты в помещении;
  2. Диапазон воспроизводимых частот. Чем он выше, тем лучше. Но показателей выше 20000 Гц быть просто не может, поскольку это предельная для восприятия человеком частота. Минимальное значение — 20 Гц. В системах с сабвуфером минимальный предел не имеет значения;
  3. Чувствительность. Чем она выше, тем громче звук будут издавать колонки. Оптимальным считается значение 95-100 дБ.

Что касается выбора колонок, то здесь будут играть роль несколько различных факторов. Вот главные из них:

  • размещение — колонки могут быть напольными и потолочными. Первые подходят для больших систем и имеют отличную мощность звука, а вторые обычно размещают в небольших помещениях (в этом случае необходим сабвуфер);
  • наличие усилителя — колонки со встроенным усилителем используются в активных акустических системах, а вот пассивные системы с колонками без усилителя требуют его внешнего подключения.

Важно обратить внимание на тип корпуса колонок. Они могут быть:

  1. Закрытыми;
  2. Со звуковым лабиринтом;
  3. Фазоинверторные.

Закрытые корпуса плохо влияют на передачу низких частот, а значит, ухудшают качество звука. Самый распространенный вариант — колонки с фазоинвертором.

Качество, яркость, разрешение изображения

Все эти параметры относятся к телевизору домашнего кинотеатра. В первую очередь стоит отметить, что для просмотра фильмов в наилучшем качестве необходим экран диагональю от 32 дюймов.

Экраны для современных телевизоров могут быть жидкокристаллическими либо плазменными. Их основные различия:

Дополнительные функции

Теперь можно остановиться на разборе остальных параметров и функций домашнего кинотеатра. Среди них:

  1. Поддержка 3D. Дорогие модели телевизоров оснащены такой функцией, как просмотр 3D-фильмов. В комплекте обычно идут стереоочки, но, как правило, для достижения самого крутого эффекта их лучше приобретать отдельно и более хорошего качества. Наилучшее качество просмотра и игры обеспечивает технология 3D-Blu-ray;
  2. HDMI-входы. Чем их больше, тем лучше. Они необходимы для того, чтобы подключать к системе дополнительную технику, например, игровую консоль или нужное количество колонок;
  3. Автоматическая калибровка звука. Калибровка звука — важный нюанс для достижения идеального звучания всех колонок домашнего кинотеатра. Эта функция выполняется автоматически и сохраняется для всех последующих включений системы, что значительно экономит время и нервы владельца;
  4. Функция iPlayer для онлайн-стриминга игр или фильмов будет полезна тем, кто привык делиться всеми аспектами своей жизни с родными или друзьями;
  5. Внешние интерфейсы. Наличие DLNA-системы позволяет смотреть фильмы или слушать музыку, запускаемые с компьютера или стереосистемы, а Wi-Fi позволит просматривать кино или передачи онлайн (что удобно, если у вас нет возможности приобрести определенный фильм на диске). Важно и количество различных входов — оптический, компонентный, линейный, микрофонный и др.;
  6. Очень важно обращать внимание и на параметры головного устройства. Разные модели домашних кинотеатров могут поддерживать разные форматы звука и изображения. Например, большинство моделей поддерживают форматы Lossless и Hi-Res.

Если вы захотите воспроизвести файлы неподходящего формата, их придется переформатировать, что бывает проблематично. Поэтому в приоритете должны быть те модели домашних кинотеатров, которые поддерживают максимальное количество разных форматов.

Как я сделал бюджетный домашний кинотеатр

Всем привет! В этой статье я хочу рассказать вам, как я сделал бюджетный кинотеатр и с какими проблемами пришлось столкнуться. Также приведу цифры, чтобы вы знали, сколько это всё вышло.

У меня в зале (комнате, спальне), есть свободная стена. Шкаф туда не поставишь т.к дверь прям возле этой стены и будет смотреться не очень красиво. Поэтому было принято решение, повесить туда проекционный экран. А раз можно вешать экран, значит должен быть проектор! Для меня всё упиралось в деньги, так как нужно ещё делать ремонт в новой квартире. Поэтому, я решил найти оптимальный вариант по качеству и деньгам.

С проекторами я до этого не сталкивался, потому почитав всякие статьи и прикинув на какие параметры нужно смотреть, мой взор остановился на Excelvan CL720. Я не буду описывать его характеристики, лишь скажу что он даёт изображение 720P. Приведу статью ниже, которая прям подробно расскажет о его плюсах и минусах.

2 x HDMI 1.4, 2 x USB 2.0, Y/Pb/Pr, AV-вход/выход, VGA, вход DVB-T TV в 720D и под аналоговое в модели без индекса D

В него даже встроен свой видеопроигрыватель, и можно смотреть фильмы с флешки. Но он настолько корявый, что мне сразу захотелось его выключить. Ах да, этот проигрыватель не понимает AC3 звук в фильмах.

В общем, можно было бы заказать этот проектор с алиэкспресса, но во-первых, мне было страшно доверять его Почте россии и во-вторых, я хотел его сразу пощупать. Поэтому пошёл на авито. Там продавался прям новый, ни разу не пользованный проектор. Забрал я его за 8500 рублей.

Читать еще:  Какой фен самый лучший

Раз есть проектор, теперь нужно купить полотно для него. Тут я недолго думал и сразу сказал себе: Нужно брать 100″ и не меньше.

Немного отступлю от полотна. Проектор программно может обрезать картинку и таким образом вы сможете влезть в размеры своего экрана.

С экраном возникла забавная история. Изначально я решил брать CACTUS Wallscreen CS-PSW-124×221, у него экран 100″ и соотношение 16:9. Стоит он 3900 руб.

Я его купил, мне принесли его со склада и я со спокойной душой пошёл его грузить на машину. И пока привязывал его, обратил внимание на коробку. Мне дали CACTUS Motoscreen CS-PSM-124×221. В него встроен моторчик и можно через пульт поднимать и опускать его. А стоит он аж 6700 руб. Мной было принято решение, грузить его побыстрее и уезжать. Обычно я добрый человек, но тут «ХОЧУ» взяло своё, хех.

Приехав домой (где я жил пока шёл ремонт), я решил проверить всё это в деле. У меня в потолке висит кронштейн для груши. На него и повесил. Но т.к шнура дома не было, подвесил всё это дело на витую пару, хех.

Вот так это выглядело. Слева шкаф, справа компьютерный стол. Места вообще мало, хех.

А это вид с обратный стороны:

Т.к в проекторе стоит просто ужасный проигрыватель, мне нужна была медиа приставка. Взял себе Xiaomi Mi Box 3s за 4000р., о чём ни разу ещё не пожалел. Там стоит Android TV, соответственной прям с маркета можно ставить KODI, плюс там есть Chromecast, соответственно можно отправлять видео с телефона. Ну и куча игр, какже без них.

Остался звук. В проекторе есть встроенная колонка, но думаю вы сами понимаете, что звучание там ужасное. Поэтому пришлось искать что-то оптимальное по звуку. Конечно хочется что-то типо колонок по углам, но я отказался от этой идеи. Я решил остановится на саундбаре. В ломбарде нашёл Samsung HW-E450 и забрал его за 4000 рублей. Правда я не знаю сколько он стоил изначально, ибо цену на него я так и не нашёл. Соответственно там был сам соундбар и беспроводной сабвуфер.

Всё, осталось это всё дело повесить и провести провода. Т.к в комнате планировался натяжной потолок, я решил бросать все провода прям по потолку, ибо всё равно их закроют.

*тут должна быть фотка с проводами по потолку, но я её потерял*

В общем, я просто опишу что куда шло:

220 вольт шло на стену где будет экран и саундбар. От саундбара идёт 2 RCA — 2 RCA шнур 5 метров, т.к у проектора нет AUX выхода :С. 220 вольт шло на проектор. К проектору также шёл hdmi кабель от соседней стенки, где телевизор. Также к проектору шёл антенный шнур.

По шнурам всё. Теперь по поводу подвешивания проектора. Изначально я решил схитрить и повесить его на обычных уголках. Но плюнул на это дело, т.к не смог адекватно выравнять его. Пришлось идти в ДНС и покупать там кронштейн. Взял ARMmedia Projector-3 за 1500 рублей. Всё, в подробности установки вдаваться не буду. В итоге это выглядит как-то так:

Сверху на нём спокойно поместилась приставка и даже розетки)

Расстояние от проектора до экрана вышло: 380 см.

Изображение получилось чуть больше чем размер экрана, но я спокойно его обрезал через настройки.

Также к проектору подключена WII. В паре с Guitar Hero это просто бомба. Всем советую.

Цена: 21900 (без учёта шнуров)

Есть всего-лишь два минуса. Скорей всего из-за длины аудиокабеля, идёт задержка звука примерно в 0.5 секунды. Легко правится в KODI. Но если смотреть видео с YouTuba, начинаешь обращать внимание. Но потом привык вроде.

Второй минус — это шум проектора. Я бы не сказал, что он прям шумный, но в начале отвлекает. Потом когда включаешь фильм, не обращаешь на него внимание. Но если кому надо, в статье выше, на которую я ссылался, есть инструкция, как его немножко уменьшить.

Ну вот и всё. Всем спасибо за внимание, если есть вопросы, готов ответь на них.

Проектирование домашнего кинотеатра — как самому подобрать и установить

Распространено мнение, что достаточно купить колонки с хорошим звуком и современный телевизор с большой диагональю, чтобы создать дома атмосферу кинотеатра с необходимыми звуковыми и видеоэффектами. Как показывает практика, такое представление совершенно не соответствует действительности. Если вы хотите получить достойное звучание и изображение, необходимо тщательное проектирование домашнего кинотеатра с учётом ваших требований и особенностей конкретного помещения. Также, подбирая компоненты системы, важно принимать во внимание их совместимость, характеристики и функциональные возможности.

Содержание

Что такое домашний кинотеатр

Домашний кинотеатр включает в себя следующий набор техники:

  • ЖК-телевизор или проектор с экраном;
  • DVD-проигрыватель ;
  • AV-ресивер для преобразования цифрового сигнала в аналоговый;
  • звуковой декодер;
  • звуковые колонки с усилительным устройством и аппаратурой, обеспечивающей «эффект присутствия».

Основное внимание при проектировании нужно уделить вопросам звука и освещения. Перед тем как расставить колонки домашнего кинотеатра, учтите, что акустическая среда в любом случае ведёт себя по определённым законам. Можно купить лучшую технику от ведущих производителей, но не добиться желаемого эффекта только потому, что вы не провели соответствующие расчёты. Функция электронной коррекции не поможет: она не в состоянии исправить все погрешности подобного рода.

Важны и вопросы освещения. Для максимального комфорта при просмотре выбирайте системы, у которых освещение управляется диммером. Так вы получите возможность использовать световые сценарии с учётом особенностей отделки помещения и его дизайна.

Как выбрать домашний кинотеатр

Особое внимание стоит уделить выбору акустической системы, которая обеспечит «эффект присутствия». Ориентируйтесь на свои требования и финансовые возможности. При этом важно учитывать, что мощность ресивера не должна превышать производительность колонок. В противном случае они быстро выйдут из строя. Для помещений площадью до 30 м² достаточно системы мощностью 100 Вт.

При выборе экрана ориентируйтесь на модели с диагональю больше 32?. Это могут быть как плазма, так и экран для работы с проектором. При выборе второго варианта учтите, что выпускаются модели с электрическим и ручным управлением. Для площади около 20 м² достаточно полотна шириной 1,8 м и длиной 2,5–3 м.

Как правило, больше всего вопросов связано с тем, как подобрать проектор для домашнего кинотеатра. Важную роль играет разрешение: лучше использовать технику, способную воспроизводить картинку в Full HD качестве. Что касается электросилы, ориентируйтесь на показатель от 1000 люмен . Это обеспечит высокое качество изображения не только в полной темноте, но и в условиях частичного освещения.

Домашний кинотеатр: как правильно установить оборудование

В идеале домашний кинотеатр нужно установить в помещении прямоугольной формы площадью от 35 м²; наличие входной двери обязательно. Есть несколько основных принципов, как правильно расставить компоненты домашнего кинотеатра.

  • Высокочастотный динамик должен быть расположен на уровне головы сидящих зрителей.
  • Не допускается установка сабвуфера или колонок в нишах или углах помещения: при этом низкие частоты неконтролируемо растут, ухудшая качество звучания.
  • Перед тем как разместить домашний кинотеатр, необходимо создать массивную платформу, которая впоследствии будет поглощать энергию. Шипы для акустики в этом случае бесполезны.
  • Чтобы обеспечить наиболее качественное звучание системы на высоких частотах, необходимо развернуть колонки в сторону центра комнаты под углом 45°.
  • Задние колонки должны быть установлены под углом 120°.
  • Для того чтобы избежать искажения звука, нужно как минимум задрапировать боковые стены и положить перед оборудованием ковёр.

Частые ошибки при самостоятельном проектировании домашнего кинотеатра

  • Отсутствие акустической обработки помещения. При самостоятельном проектировании домашнего кинотеатра в доме придётся серьёзно углубиться в теорию. Материалов по этому вопросу в свободном доступе достаточно, но и времени потребуется немало.
  • Проектирование домашнего кинотеатра с использованием самого дешёвого оборудования. Ориентироваться на минимальные цены не нужно: лучше сразу выбрать просто хороший телевизор с качественным звуком и изображением. В противном случае затраченные деньги никак себя не оправдают.
  • Формирование системы на основании малой стереобазы. Перед тем как собрать домашний кинотеатр, необходимо учесть параметры комнаты и расстояние до слушателя.
  • Наличие в помещении рядом с акустической системой больших стеклянных резонирующих поверхностей.

Как показывает практика, чтобы добиться действительно высокого качества звука и избежать при этом досадных ошибок и лишних затрат, при проектировании домашнего кинотеатра стоит проконсультироваться с опытным специалистом. Эксперты компании Hi-Fi Design помогут в выборе техники, оперативно проведут необходимые расчёты с учётом особенностей вашего дома и личных предпочтений. В результате вы сможете получить ожидаемый результат при минимальных затратах времени и средств. Наш телефон: +7 (495) 737-46-71 . Обращайтесь, здесь всегда готовы помочь!

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Читать еще:  Садовый измельчитель своими руками

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

Читать еще:  Отличная альтернатива утюгам: отпариватель для обработки штор

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Из чего состоит домашний кинотеатр?

Для тех, кто хочет устроить кинозал в своей квартире необходимо знать из чего состоит домашний кинотеатр:

  • акустическая система;
  • воспроизводящее устройство;
  • ресивер;
  • экран.

Акустическая система — главная фишка домашнего кинотеатра

Главная особенность системы состоит в акустической системе. Дело в том, что именно благодаря ей формируется объёмный звук. Идеально, если система акустики состоит из 7 колонок. Но обычно их всего 5 или 6.

Колонки как раз и нужны для создания объемного звучания. Обычно одна колонка устанавливается в центре комнаты впереди. Из неё звучит речь героев фильма, диалоги и другие голоса.

Воспроизводящее устройство

Воспроизводящее устройство нужно для прослушивания музыки и просмотра кино. Обычное воспроизводящее устройство — это DVD плеер.

DVD плеер позволяет воспроизводить и звук, и изображение. Также он необходим для прослушивания музыки. Плеер передает многоканальный объёмный звук на ресивер для перевода его в аналоговый сигнал. Делается это для того, чтобы звук был многократно усилен. Специалисты советуют приобретать сразу не простой плеер, а рекордер, так как он имеет функцию «записи видео».

Основной компонент домашнего кинотеатра — ресивер

Основа всей системы — это ресивер. Именно к нему подключаются источники звука и изображения, а также акустическая система и экран.

Именно ресивер позволяет настраивать весь домашний кинотеатр. Через него происходит управление. По сути, это «мозг» огромной системы воспроизведения звука и видео.

Ресивер обладает следующими функциями:

  • преобразовывает цифровой звук в аналоговый;
  • передает звук в колонки и сабвуфер;
  • поддерживает разные форматы звучания;
  • усиливает звуковой сигнал.

Лучше выбирать ресивер с дополнительной функцией встроенного тюнера. Таким образом, можно прослушивать радио.

Какой экран должен быть в аудиосистеме?

Компоненты домашнего кинотеатра включают в себя и экран. Он может быть:

  • электронно-лучевой,
  • плазменный,
  • проекционный,
  • жидкокристаллический.

Для идеальной картинки стоит выбирать экран, объединенный с проектором. Лучше приобрести матовый экран. Так как вся его поверхность умеет отражать равномерно свет. У такого экрана широкий угол обзора.

А вот отражающий экран, использовать не рекомендуется. Так как под определенным углом на нём появляются ярко освещённые области, которые мешают при просмотре фильмов. В народе их называют «бликами».

Располагать экран нужно на стене темного цвета, чтобы он не выделялся на общем фоне. Также вокруг экрана будет уместна рамка, это позволит избежать контраста с окружающим фоном, а значит при просмотре фильма взгляд зрителя не будет отвлекаться на посторонние предметы.

Виды экранов в системе домашнего кинотеатра

  • На раме. Это стандартный вариант, обычно именно он имеется в системе. Главная особенность такого экрана — в его невероятно гладкой поверхности. Достигается такой эффект благодаря тому, что полотно плотно натягивают на рамку. Экран крепят на стену, а не переносят с места на место. Это – стационарный вариант.
  • Экран сворачивающийся. Этот экран можно свернуть в рулон. Прикрепляться может и к стене, и к потолку. Он может быть, как электрическим, так и механическим. Механический стоит дешевле, но сворачивать его придётся вручную. Электрический более удобен в обращении, но стоит дороже. В него встроен мотор, который работает без шума. Он разворачивает и сворачивает полотно. Управлять системой можно при помощи переключателя, либо пульта дистанционного управления.

Как подключить домашний кинотеатр?

Как правило, в систему домашнего кинотеатра входит стандартный набор кабелей. Все они нужны для взаимного соединения. Именно от качества кабелей зависит оптимальная работа всей системы домашнего кинотеатра.

Если подключить хороший ресивер через некачественные кабели, то колонки будут производить звук с хрипами и другими непонятными звуками. Специалисты советуют использовать кабели, сделанные из меди.

Для соединения всех колонок следует использовать специальный акустический кабель. А для подключения к источнику сигнала нужен кабель межблочный.

Для того чтобы подключить аудиосистему, не нужно быть большим специалистом. Сделать это достаточно легко. Главное, внимательно прочитать перед этим инструкцию. Кроме того, кабели могут быть разделены по цветам. Именно так их следует подключать — по цветам.

Особенности выбора домашнего кинотеатра

  • Для того чтобы получить наиболее объёмный качественный звук, корпуса колонок должны быть сделаны из натурального дерева либо из ДСП.
  • Не рекомендуется покупать пластиковые колонки. Дело в том, что при высоком уровне звука такие колонки сильно дребезжат и искажают звучание.
  • Покупая мощный домашний кинотеатр, необходимо устанавливать в комнате защиту из материала, который не пропускает звук. Она способна улучшить звучание всего домашнего кинотеатра, и избавит вас от проблем с соседями.
  • Правая и левая колонка домашнего кинотеатра должны находиться на равном расстоянии от зрителей.
  • Зрительские места не должны стоять возле стены комнаты. Ведь там должны стоять другие колонки. Специалисты советуют задние колонки ставить чуть выше, чем располагаются головы зрителей.
  • Если в задних колонках имеются отверстия для фазоинвертора, тогда их следует размещать не вплотную к стене, а на расстоянии от неё. В противном случае, низкие частоты полностью исчезнут.
  • Идеальное место для расположения сабвуфера — пол.

Итак, самый важный компонент домашнего кинотеатра — это акустическая система. Именно она создает эффект нахождения в кинотеатре. Для небольшой комнаты достаточно приобретать акустическую систему мощностью до 70 Ватт. Если комната больше 30 квадратных метров, то выбирать следует системы мощностью 150 Ватт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector