Содержание

Заточка и смазка цепи бензопилы

Система смазки цепи бензопилы

Одной из важных систем бензопилы, работа без которой невозможна, является система принудительной смазки цепи бензопилы. Ни для кого не секрет, что в момент работы пилы происходит трение цепи о шину бензопилы, что вызывает её нагрев и преждевременный износ. Для смягчения трения, цепной механизм необходимо постоянно смазывать.

Система смазки цепи бензопилы

Чтобы подавать масло для смазки цепи бензопилы, в инструменте применяется специальный насос, который дозировано, в зависимости от количества оборотов двигателя, подает смазку на шину пилы.

В системе используется масло для смазки цепи бензопилы, имеющее повышенные адгезионные свойства, это необходимо для равномерного распределения масла по всему периметру шины и удержания на ней даже при высоких оборотах вращения цепи. Рассмотрим подробнее систему подачи масла, реализованную в современных бензопилах.

Устройство системы смазки

В зависимости от бренда бензопилы, детали смазочной системы могут немного различаться конструктивно, но их общее количество и схема подключения остается неизменной.

Основные составляющие детали системы смазки, это:

  • масляный бак расположенный, как правило, в картере двигателя.
  • Фильтрующий элемент, устанавливается в баке.
  • Маслопровод, это шланг небольшого диаметра из маслостойкой резины.
  • Сердце системы – масляный насос.
  • Шестерня червячной передачи передающее усилие от двигателя на насос.
  • Шина бензопилы, она тоже может считаться элементом системы смазки, так как имеет специальные отверстия для подачи масла, кстати и сама цепь участвует в транспортировке масла и соответственно тоже имеет некоторые элементы, предназначенные именно для обеспечения смазки.

Принцип работы

Главный узел системы – насос. Принцип его работы следующий. При увеличении оборотов двигателя, шестеренка, установленная на главном валу, через червячную передачу приводит в движение вал насоса. В свою очередь, вращение вала создает определенное давление в масляной магистрали, что заставляет масло двигаться по ней в сторону шины.

Окончание масляного канала находится в месте соприкосновения шины с картером инструмента, где имеется продольная проточка, на которую при установке шины попадает её масляный канал.

Проточка необходима для обеспечения подачи масла на шину в независимости от степени натяжения цепи бензопилы. Проще говоря, в каком бы положении ни находилась шина в момент работы, масло через проточку будет на неё попадать.

Далее в смазочный процесс включается цепь, на звеньях которой, в зависимости от модели цепи, имеется либо проточка, либо отверстие посредством которых масло разгоняется по всей шине. С увеличение оборотов двигателя, скорость подачи масла тоже возрастает.

Некоторые модели бензопил оборудованы насосами, которые дополнительно имеют регулировку пропускной способности, и при возникновении необходимости, количество подаваемого масла системой смазки, можно увеличить или уменьшить.

Эта функция довольна удобна, т. к. позволяет экономить и не тратить лишнее масло.

Неисправности системы смазки и как они устраняются

Основные неисправности системы подачи масла на бензопиле можно разделить на два основных вида, это общие неисправности присущие всем бензопилам и индивидуальные, которые могут различаться в зависимости от вида насоса и червячной передачи, установленной на конкретной модели. Начнем разбираться в неисправностях по порядку.

Работа бензопилой, если смазка цепи бензопилы не осуществляется, запрещена. Это пагубно влияет на шину, ведущую звездочку и цепь, а также может обернуться серьезными затратами на ремонт.

Признаки неисправности системы смазки, проверка её работоспособности

  • Цепь бензопилы сухая и имеет бледноватый оттенок без блеска.
  • Цепь относительно быстро растягивается.
  • Шина очень горячая и даже может частично оплавляться краска.
  • Масло из бака практически не убавляется.
  • Снизилась эффективность реза на острой цепи

Все эти признаки указывают на то, что смазочный процесс протекает с нарушениями. Для того чтобы проверить подачу масла системой смазки необходимо снять боковую шину бензопилы и завести ее. Далее, нужно немного увеличить обороты наблюдая при этом за местом окончания масляной магистрали. Если масло поступает, скорее всего его количества недостаточно для нормальной смазки и нужно почистить или заменить фильтр и, если это возможно, отрегулировать подачу. В случае, когда не поступает, проблема более серьезная и требует проведения дальнейшей диагностики.

Существует способ проверки подачи масла, не снимая шины. Для этого необходимо направить конец шины в сторону, например, свежеспиленной чурки со стороны реза и максимально увеличить обороты, при этом нужно стараться держать конец шины на расстоянии не более 10 см от чурки. Если масленые пятна начнут появляться на её поверхности — значит масло подается.

Поиск неисправности

После того как было определено, что масло не подается, дальнейшая диагностика возможна только если полностью снять масляную систему. Конечно, в некоторых ситуациях помогает замена фильтра, но это встречается очень редко.

Доступ к масляному насосу некоторых моделей пил, возможен только после полной разборки, соответственно не имея навыков в ремонте бензоинструмента, проведение ремонта лучше доверить профессионалам.

Наиболее частые неисправности

  1. Обрыв масляного шланга. Его иногда можно обнаружить и при визуальном осмотре. Проблема решается заменой неисправной детали.
  2. Отсутствие резьбы на валу масляного насоса, поможет его замена.
  3. Дефектная резьба на ведущей шестерне насоса аналогично решается установкой новой детали.
  4. Отсутствие штопора главного вала (актуально для некоторых моделей инструментов, например, Homelite). Исправить можно установив вместо родного штопора, подходящий по диаметру гвоздик, обрезав его до необходимой длины.
  5. Засор в магистрали. Можно удалить при помощи продувки сжатым воздухом или механически, с применением проволочки подходящего диаметра.
  6. Засор фильтрующего элемента.
  7. У инструмента Штиль MS 180, насос которого неразборный, он часто засоряется. Можно попытаться промыть в чистом бензине, если не поможет заменить.
  8. У китайских бензопил (Цыганка), очень часто срезает пазы на главной шестеренке, через которые усилие от звездочки передается на неё.

Индивидуальная неисправность системы смазки Stihl MS 180

Ввиду того что Stihl MS 180 является одной из самых распространенных моделей бензопил, хочется подробнее остановиться на одной, присущей только ей неисправности и описать способ устранения без замены деталей.

Достаточно часто на бензопиле Штиль MS 180 наблюдается разгерметизация масляной магистрали в том месте, где маслопровод, идущий от бака, устанавливается в корпус пилы. Определить неисправность можно по характерным подтекам смазки на днище инструмента.

Для устранения неисправности необходимо снять ручку бензопилы, вынуть шланг из посадочного отверстия, очистить и обезжирить. После всех этих манипуляций нанести на посадочное место шланга герметик и установить в корпус бензопилы.

Подробнее об устранении неисправности и полной диагностике системы смазки бензопилы штиль, можно узнать, посмотрев видео, в котором пошагово запечатлен процесс разборки и ремонт системы смазки.

Заключение

В современных бензопилах организована надежная подача смазки для цепи, при нарушениях в работе которой, эксплуатировать бензопилу не стоит во избежание дальнейших поломок. Устранять неисправности системы смазки лучше обратившись в сервисный центр или к имеющему опыт в ремонте специалисту, это гарантирует качество конечного результата.

Устройство системы смазывания цепи бензопилы. Масла для смазки цепей

Масла для смазки цепей бензопил — какие лучше и как использовать?

Цепная бензопила — инструмент, оснащенный двухтактным карбюраторным двигателем. Для качественной и длительной работы бензопилы необходимо не только топливо — бензин, но и смазочные материалы, то есть, масло. Все технические масла, независимо от принципа действия и сферы применения служат одной цели — качественной работе двигателя, смазыванию ведущих частей мотора, долговечности деталей, уменьшению степени износа деталей.

Важно! Моторное масло для смешивания с бензином с целью заправки бензопилы и масло для смазывания цепи бензопилы — не одно и то же!

Идеальное масло для смазки цепи бензопилы должно отвечать таким требованиям:

  • быть качественным, желательно, известного мирового бренда или «родным», которое выпускает производитель для своих бензопил;
  • иметь хорошие адгезивные свойства, то есть, равномерно и плотно распределяться по всей площади цепи и месту соприкосновения цепи с шиной;
  • соответствовать нормам вязкости для времени года;
  • не быть дымообразующим;
  • выдерживать низкую температуру и не застывать при морозе, что особенно важно для работы в зимнее время года.

Как использовать масло для смазки цепи бензопилы?

Для подачи смазки на цепь в цепной бензопиле или электропиле предусмотрен специальный насос. С помощью этого насоса масло должно подаваться непосредственно на шину, распределяться по цепи, способствуя качественной работе инструмента. Степень расхода масла напрямую зависит от количества оборотов двигателя — чем оно выше, тем больше расход.

Читать еще:  IPlus S5 от cleverPanda: первый робот-пылесос, очищающий воздух

Устройство системы смазывания цепи бензопилы

Составляющие смазочной системы бензопилы:

  • масляный бак (расположен в картере, в него нужно лить масло, чтобы оно поступало на цепь);
  • фильтр масляный (установлен внутри бака);
  • маслопровод или маслопроводящий шланг (изготавливается из резины, устойчивой к износу);
  • маслонасос;
  • шестерня червячной передачи;
  • шина бензопилы (в ней имеются отверстия, через которые поступает масло).

Видео — какое масло использовать для цепи бензопилы:

Зачем нужна смазка цепи бензопилы

Смазывать цепь бензопилы нужно по нескольким причинам:

  • профилактика перегрева шины;
  • улучшение хода цепи по шине;
  • уменьшение износа цепи, более медленное стачивание лезвий;
  • стабильная работа двигателя (чем меньше нагрузка на шину, тем стабильнее работает двигатель, с шиной, на которой отсутствует смазка, пила долго работать не будет);
  • смазка цепи обеспечит возможность длительной работы при низких температурах.

Какие масла подходят для смазки цепи — классификация

Для смазки цепи бензопилы рекомендуется использовать такие типы масел:

  • от известных мировых производителей (Штиль, Дэу, Хускварна и другие, на упаковках таких масел обычно есть отметка «адгезивное»);
  • оригинальные цепные от одноименного производителя (если такие имеются в ассортименте);
  • с хорошим показателем биоразлагаемости по CEC-L-33-T-82 ( > 95%);
  • с вязкостью, соответствующей европейским стандартам качества и безопасности. Пример стандарта: индекс вязкости 130 DIN ISO 2909, плотность при +15°C — 0.89 г/см³ DIN 51757, температура загустения -25°C DIN ISO

Чем заменить?

Если использовать масло для цепи одноименной марки от производителя нет возможности, приемлемым вариантом будет использование моторных масел известных брендов, которым можно заменять цепное. Конечно, постоянно использовать моторное для цепи бензопилы не желательно, но в качестве временной меры — допустимо. Производители, чьи моторные масла сохраняют рабочие свойства при температуре до минус 30°С: Нанотек Премиум, Стандарт, Энкор, Макита, Макита Биотоп, Макита Орегон, Штиль Био Плюс.

Видео о масле для смазки цепи бензопилы:

Какие масла не подходят для смазки цепи

Плохо отражается на качестве работы бензопилы и состоянии цепи и шины применение таких видов масел:

  • фальсификатов неизвестного производства (состав таких масел нельзя проанализировать и подтвердить);
  • отработки, которая не прошла фильтрацию и отстаивание (механические частицы, которые содержатся в отработке, быстро приведут к износу цепи и шины), современные экологические нормы предписывают, что отработка не должна использоваться, ее следует утилизировать согласно правилам;
  • трансмиссионное (не очень подходящий вариант из-за несоответствия вязкости).

Чем опасна экономия на масле?

Почему экономия на масле для цепи опасна для бензопилы? Если подходить к вопросу глобально, то износом цепи, шины, быстрым перегревом бензопилы во время работы и, в конечном итоге, даже поломкой двигателя. Стоимость вышедших из строя запчастей всегда намного выше стоимость хорошего масла, поэтому старайтесь постоянно заливать качественные жидкости известных марок в свою бензопилу.

ТОП-5 популярных масел для смазки цепи бензопилы

Рейтинг марок масел для смазки цепи бензопилы — пять ведущих мировых брендов:

  1. Ökoplus XS 68 – биоразлагаемое, для пильных цепей, изготовленное на основе растительного масла. Соответствует немецким нормам по биоразлагаемости, нормам лесных работ и манипуляциям с лесной техникой.
  2. Liqui Moly Suge-Ketten Oil 100 — минеральное цепное масло высокого качества, обладает прекрасными адгезионными свойствами и может применяться как при высоких, так и при низких температурах.
  3. Stihl BioPlus — для обработки быстроходных цепей. Применяется на бензопилах высокой мощности, работающих в суровых условиях.
  4. Vegeil Husqvarna — на растительной основе, максимально экологичное и биоразлагаемое.
  5. Oregon — все цепные масла последнего поколения изготавливаются на базе высокомолекулярных соединений, сохраняют цепь и шину от износа, защищают от коррозии.

Другие известные бренды, выпускающие цепные масла для бензопил и электропил: Motul, Ravenol, Днипро, Скиф-Ол, Mobil.

Принцип смазывания цепи и шины

Главный орган работы топливной системы бензопилы — это масляный насос. Когда обороты двигателя начинают повышаться, шестеренка червячной передачи дает импульс валу насоса и он начинает движение. Вал вращается, создавая давление внутри масляной мистрали. Таким образом, под давлением масло продвигается по мистрали к шине.

Масляный канал заканчивается там, где картер бензопилы соприкасается с шиной. В этом участке есть продольная проточка. Когда на бензопилу устанавливается шина, масляный канал совпадает с этой проточкой. Проточка регулирует поступление масла к шине бензопилы, причем, его количество никак не связано со степенью натяжения цепи.

После попадания масла на шину задействуется цепь — на ней обычно есть отверстия, из которых масло попадает на всю плоскость шины. Чем выше будет количество оборотов двигателя бензопилы, тем больше масла поступит на цепь. Некоторые модели бензопил имеют специальные регулировочные масляные насосы, с помощью которых можно отрегулировать количество масла, попадающего на цепь. Так выполняется регулировка степени расхода смазочных материалов.

Проблемы при смазке цепи

Основные проблемы со смазкой цепи, с которыми может столкнуться владелец бензопилы во время эксплуатации инструмента:

  • Не поступает масло на цепь электропилы или бензопилы.

Причина: масла недостаточно для смазывания, засорен фильтр, сорвана резьба на шестерне насоса.

Такая неисправность устраняется заменой фильтра и добавлением масла в картер, заменой резьбы.

Рекомендуем посмотреть тематические видео о данной проблеме, которые размещены далее в статье.

  • Разгерметизация масляной магистрали (характерна для бензопил марки Штиль).

Причина: распознать такую поломку можно по наличию масляных подтеков в нижней части бензопилы. Для устранения проблемы на посадочное место шланга после его закрепления наносится герметик, чтобы избежать протекания масла при дальнейшей эксплуатации.

Видео — масло не поступает на цепь пилы

Как уменьшить подачу масла на цепь бензопилы

Видео обзоры

Юрий, Днепр:

«Как владелец бензопилы с большим стажем и опытом применения, рекомендую всем — не экономьте на масле для цепи! Не используйте ни в коем случае отработку, никакой пользы такие смазочные материалы не принесут. Чем выше качество всех ГСМ, тем дольше прослужит ваша бензопила, особенно, если она не дешевая».

Заточка и смазка цепи бензопилы

Каждый инструмент нуждается в периодическом обслуживании. Если говорить о бензопиле, то в первую очередь этого требует ее основной рабочий орган – пильная цепь. Зубья нуждаются в периодической заточке. От правильности проведения мероприятий зависит срок службы инструмента и качество реза. Кроме того, каждая бензопила имеет систему смазки цепи. Знание ее устройства и принципа функционирования необходимо каждому владельцу этого инструмента.

Когда нужна заточка

Какой бы фирмы не был агрегат, приходит время, когда требуется заточка цепи бензопилы. Затупившуюся пилу можно распознать по виду опилок: если они в основном состоят из мелкой пыли, значит, зубья пора затачивать. Операцию по затачиванию можно проводить в домашних условиях, поскольку она не отличается особой сложностью. На фотографиях ниже показано, как выглядит заточенный зуб и зуб, требующий правки.

Перед началом заточки зубьев своими руками рекомендуется понять, по какому принципу они работают. На следующем рисунке показано, каким образом происходит пиление.

Как видно из рисунка, форма звена похожа на небольшой рубанок. Подобным образом и происходит строгание материала. Толщина стружки определяется ограничителем.

Параметры зубьев

Режущий элемент цепи (звено), имеет следующую конструкцию:

  1. основание;
  2. лопатка зуба;
  3. ограничитель глубины;
  4. торцевое лезвие;
  5. верхнее лезвие.

Добиться максимальной эффективности при пилении можно лишь затачиванием зубьев под нужным углом. Если сточить заднюю часть спинки зуба, то будет сформирован задний угол верхнего лезвия, позволяющий кромке беспрепятственно врезаться в материал.

Задняя лопатка также стачивается под углом назад, чтобы вертикальное лезвие могло производить торцевое обрезание волокон древесины.

Кромка верхнего лезвия должна формировать относительно нижней части звена передний угол 60-85°.

Наклон верхнего лезвия в различных типах пил может иметь угол 50-60°.

Угол заточки измеряется относительно направляющей шины (под прямым углом).

Данный угол принято изменять в зависимости от того, какие виды работ будут проводиться бензопилой. Если угол увеличить, непромерзлая и мягкая древесина будет распиливаться быстрее. Уменьшение угла заточки дает возможность пилить твердые породы древа и сильно промерзлую древесину. В дополнение к сказанному, такая мера способна устранить сильную вибрацию инструмента и способствует его плавному ходу.

Угол заточки должен быть не менее 25°, за исключением цепей продольного пиления, где угол в 10° считается нормой.

На следующем рисунке видно что перед зубом установлен упор, ограничивающий глубину захвата материала.

Данным упором, как уже говорилось, можно регулировать толщину снимаемой стружки и производительность агрегата. Зазор между верхней кромкой и ограничивающим упором должен быть 0,5-0,8 мм. Если это расстояние сделать больше, то повысится риск отдачи бензопилы, увеличится вибрация, и аппарат начнет захватывать больше материала. При малом зазоре падает скорость пиления.

Цепь для бензопилы чаще всего затачивается обычными напильниками по специальным шаблонам. Но можно это делать и на ручных либо электрических заточных станках.

Заточка цепи напильником

Чаще всего домашними мастерами используется ручная заточка. Итак, чтобы правильно заточить цепь, потребуется 2 напильника с разными профилями (плоский и круглый). Внутренний контур режущего звена имеет форму окружности, поэтому стачивается инструментом с круглым сечением. Ограничитель глубины требуется стачивать плоским инструментом.

Точить цепь бензопилы «на глаз», выдерживая все углы, очень сложно. Значительно упрощает данный процесс использование шаблонов. Один из них показан на следующих фото.

Приспособление для заточки следует разместить так, чтобы цепь вошла в пропилы, расположенные в нижней части шаблона. Напильник требуется подвести под режущую кромку и положить на ролики. Двигать заточной инструмент следует по прямой, параллельной бортикам приспособления.

Читать еще:  Правильная эксплуатация триммера для травы

Для спиливания ограничителя до нужной высоты шаблон накладывается на звено так, чтобы упор вошел в отверстие приспособления. Если вы собираетесь работать с мягкой древесиной, то упор устанавливается в отверстие напротив слова “SOFT”. И наоборот, для подготовки пилы под обработку твердой древесины, необходимо установить ограничитель под словом “HARD” на шаблоне.

Стачивать ограничитель следует плоским напильником. Движения должны быть плавными и ровными, по направлению от себя.

На следующем фото видно, что ограничитель немного выступает из приспособления, и его необходимо сточить.

Также можно приобрести фирменный набор для заточки звеньев, включающий в себя подходящий инструмент (напильники) и приспособления. Пользоваться этим набором так же просто, как и рассмотренным выше.

Заточка цепи с помощью станка

Заточной станок используют в следующих случаях:

  • режущие звенья затупились, например, при попадании пилы в песчаный грунт или почву с гравием;
  • цепь для бензопилы давно не точили, и рабочие зубья потеряли свою форму;
  • нет времени точить зубцы напильником, например, на производстве.

Станки можно разделить на электрические и ручные. Последние правильнее назвать, приспособлениями, поскольку при заточке используется физическая сила человека. У электрических станков имеется мотор, который приводит в движение абразивный круг.

Например, компания Stihl, выпустила 2 вида ручных станков.

  1. Мобильная точилка FG 1, которая легко закрепляется на шине бензопилы.
  2. Стационарный точильный станок FG 2, который можно прикрепить к верстаку.

Если присмотреться к фотографиям станков, то можно заметить, что их рабочая часть имеет большое сходство с лучковой пилой, где в качестве рабочего инструмента закреплен напильник круглого (прямоугольного) сечения. Для укорачивания упора в станок закрепляется напильник с прямоугольным сечением. Данные станки позволяют производить правку и заточку цепей бензопил, подгонять зубья по высоте (в один размер).

Чтобы наточить 1 зуб, потребуется всего 2-3 движения.

Как уже говорилось, существуют электрические станки. Эти простые в эксплуатации устройства, имеют гибкую систему настроек, благодаря которой есть возможность устанавливать цепь под разными углами и подводить точильный круг максимально точно к обрабатываемой поверхности, чем достигается правильная заточка инструмента.

Преимущество станков с электроприводом в том, что все заточные работы проходят быстро, легко, не требуют специальных знаний и навыков от оператора. Поэтому, если приходится постоянно затачивать пильные цепи в больших количествах, следует выбрать станок с электрическим приводом.

Как работает система смазки цепи бензопилы

Чтобы подача смазки к звеньям пильной цепи была наиболее эффективной, на бензопилах устанавливается специальный насос. Его задача заключается в дозированной подаче смазывающих материалов на шину агрегата. Интенсивность подачи масла зависит от количества оборотов бензинового или электрического привода.

Устройство системы смазки

Детали и конструкция смазочной системы на агрегатах от разных производителей могут незначительно отличаться, но сам принцип ее работы не меняется.

Система смазки состоит из следующих компонентов.

  1. Бачка для смазочных материалов. Как правило, он размещен в картере двигателя.
  2. Элемента фильтрации, расположен внутри бака.
  3. Маслопровода. Представляет собой шланг, изготовленный из устойчивой к нефтепродуктам резины.
  4. Масляного насоса – основного компонента системы смазки.
  5. Шестерни червячной передачи. Основная ее функция — это передача вращательного движения от двигателя к насосу.

Шину агрегата также можно назвать частью смазочной системы, поскольку она имеет отверстия, через которые подается смазочный материал.

Кстати, цепь тоже принимает участие в транспортировке смазки и имеет некоторые конструктивные особенности для этой цели.

Принцип работы смазочной системы

Главным узлом системы является насос, и работает он по следующему принципу. Когда увеличиваются обороты двигателя, шестерня, закрепленная на главном валу, передает вращение на вал насоса посредством червячного механизма. При вращении вала насоса повышается давление в магистрали. Благодаря этому смазка начинает движение в ней по направлению к шине.

Масляный канал заканчивается в месте, где шина соприкасается с картером. Именно здесь находится проточка, с которой совмещается смазочный канал шины.

Данная проточка обеспечивает транспортировку смазки на шину, независимо от того, какое натяжение имеет цепь агрегата. Шина во время работы может иметь любое положение, но масло все равно будет поступать на нее сквозь эту проточку.

Затем в процесс смазки включается пильная цепь. На ее звеньях имеются либо отверстия, либо специальная проточка (зависит от модели цепи). Благодаря таким усовершенствованиям, смазочный материал разносится по всему периметру шины, и смазка цепи бензопилы происходит равномерно. Если обороты двигателя увеличивается, то соответственно, увеличивается интенсивность подачи масла.

На некоторых моделях агрегатов, устанавливаются насосы с возможностью регулировки подачи смазки.

В таких агрегатах, если возникает необходимость, можно увеличивать или снижать количество смазки, поступающей на шину.

Правильная заточка цепи для бензопилы своими руками — способы, необходимые инструменты, секреты и нюансы

Любой инструмент нуждается в своевременном уходе. Бензопила относится к такому виду оборудования, которому нужно уделять особое внимание. Устройство представляет определенную опасность, но если цепь тупая, то риски значительно возрастают.

При интенсивной работе необходимость заточки возникает часто. Поэтому имеет смысл научиться восстанавливать ее работоспособность, поскольку заточка цепи для бензопилы своими руками операция не сложная, но освоив ее, производительность труда повысится, так же как безопасность работы.

Как точить цепь на бензопиле своими руками

Определить когда инструменту нужно обслуживание просто. Понятно это становится в процессе работы по следующим признакам:

  • стружка становится мелкой;
  • требуется прилагать значительные усилия;
  • пилу заклинивает;
  • ощущается сильная вибрация;
  • время распила увеличивается.

Присмотревшись к цепи можно визуально убедиться, что грани не имеют необходимой остроты. Обнаружив, что пришло время их заточить, нельзя откладывать эту процедуру. Во-первых, работа становится небезопасной для исполнителя. Во-вторых, возникает нежелательная нагрузка на силовой агрегат. Ну и в-третьих теряется много времени, часть которого лучше потратить на заточку.

Принцип заточки основан на особенностях конструкции звена. Состоит оно из корпуса, на котором расположена режущая кромка Г-образной формы. Вертикальная грань прямая, а горизонтальная сделана под углом. Перед зубом расположен ограничитель глубины реза. Все эти элементы нуждаются в обработке.

Стачивая режущую часть уменьшают высоту профиля цепи. Если параллельно не убрать высоту ограничителя, то он не даст зубу погружаться в древесину на нужную глубину, поэтому его тоже стачивают. Правка упора делается значительно в меньших объемах.

Режущая кромка уменьшается при заточке по высоте на доли миллиметра. Вот на это значение и нужно ориентироваться при обработке ограничительного упора. Для работы можно использовать напильник, УШМ (болгарку), специальные механические устройства и электрические инструменты.

Заточка напильником

Для работы понадобятся два напильника: круглый и прямой. Первый выбирают по овалу в корпусе звена. Диаметров больше 6 мм на цепях бытовых бензопилах не бывает. Обычно этот размер не превышает 5,5 мм. Использовать более габаритный напильник нельзя. Он изменит геометрию резца.

Есть две основные технологии ручной заточки. Самый простой метод, когда напильник контролируется визуально. Мастер максимально возможно соблюдает углы заводской обработки и аккуратно под полным зрительным контролем обрабатывает вертикальную грань.

Инструмент частично задевает горизонтальную кромку. Затем плоским напильником ее доводят до нужного состояния и слегка проходят по ограничителю.

Второй способ более точный и производительный, заточка цепей для бензопил своими руками напильником делается с помощью специальной державки для круглого изделия. С таким устройством заточка цепи для бензопилы своими руками делается проще.

Оно настроено так, за один проход можно обрабатывать обе грани. По вертикальной напильник движется поперек, а по горизонтальной вдоль режущей кромки. Приспособление существенно сокращает время заточки, делает ее более качественной. Ограничитель глубины убирается прямым напильником. Несмотря на технологическую разницу для обеих способов общие правила:

  • цепь обязательно фиксируется в тисках;
  • соблюдается угол напильника относительно шины (около 30°)
  • делается по 2-3 движения от себя с одинаковым усилием.

Сделать можно приспособление для заточки цепей бензопил своими руками максимум в течении часа. На фото изображение заводского устройства. Сделать такое же дома не представляет сложностей для обычного домашнего мастера.

Видео: Заточка круглым напильником

Электрические станки для заточки

Самым точным и производительным способом восстановить цепь является использование специализированного оборудования. Это станок для заточки цепей бензопил своими руками.

Стоит он достаточно много, зато полностью исключает человеческий фактор, ошибки при ручной заточке. Целесообразно приобретать его когда объемы предстоящей работ значительные. Впрочем, есть бюджетные модели, которые доступны многим владелицам загородных домов, дач.

Необходимо выставить угол цепи и абразивного круга и шаг звеньев. Производители предлагают несколько видов механизмов для фиксации цепи. Рекомендации по конкретной модели есть в инструкции для пользователя. Подводят к кромке устройство медленно.

Рекомендуется проход не делать более 2 секунд. Если за раз не получается сделать обработку, абразивный круг отводят и чрез короткий промежуток времени опять затачивают зуб. Таким образом удается избежать перегрева металла, сохранив его эксплуатационные качества. В паспорте изделия указывается, какой пильный диск нужно использовать для станка.

Как заточить при помощи УШМ

Метод требует навыков и умения. В отличие от заточного станка здесь нет ограничителей. От мастера требуется аккуратность и соблюдение правил техники безопасности. Пользоваться способом лучше опытным людям. Болгарка (УШМ) предварительно надежно крепится на столе или другом устойчивом месте.

Лучше сделать специальный хомут для этого. После фиксации проверяют, есть ли вибрация, включая в тестовом режиме инструмент на несколько минут. Если условия удовлетворительные можно начинать работу. Непосредственно сама заточка цепей для бензопил своими руками болгаркой осуществляется подводом звена к абразивному кругу.

Читать еще:  Специальный датчик в телефоне спасет от пожара

В заключении можно сказать, что как бы не делалась заточка цепи для бензопилы своими руками, главное аккуратность и точность мастера. При ручной обработке возможны ошибки углов и неравномерность стачивания металла, а при машинной возникают риски получения травм.

Цепи для бензопил

Цепь – это важный атрибут любой бензиновой или электрической пилы. От исправности и состояния этой детали зависит эффективность инструмента, а также количество потребляемого им горючего. Часто новичку бывает сложно определить, какая цепь для бензопилы лучше. В этом случае потребуется изучить основные характеристики пильной гарнитуры, а также правила ее установки и обслуживания.

Какие бывают цепи для бензопил?

Сегодня рынок переполнен множеством разновидностей пильных элементов. Они делятся по своим характеристикам и делятся на несколько категорий.

По типу направления распиловки различают такие виды деталей:

  • поперечные – пильная гарнитура этого типа отличается эффектом сглаживания вибрации и снижения нагрузки на двигатель инструмента. Это делает использование пилы более простым и удобным;
  • продольные – детали этого типа выделяются высокой производительностью.

Еще одна важная характеристика – это шаг цепи бензопилы.

По этому фактору пильная гарнитуры делится на такие виды:

  • 0,25 или 1/4 » – этими деталями оборудуются одноручные бытовые пилы;
  • 0,325 или 3/8 » – элементами с этим шагом чаще всего комплектуются полупрофессиональные инструменты;
  • 0,404 или 3/4 » – такие детали подходят для использования по бетону или по газобетону.

Как правило, от шага напрямую зависит производительность гарнитуры.

Третья характеристика – толщина хвостовиков. Чтобы установить элемент, нужно, чтобы этот параметр совпадал с размерами пазов в шине инструмента. Таким образом, гарнитура будет прочно фиксироваться на шине, а риск ее случайного соскальзывания будет сведен к минимуму.

В продаже встречаются следующие виды деталей:

  • цепи, толщина хвостовиков которых равна 1,1 мм – эти детали используются для работы с бытовыми инструментами;
  • элементы, толщина хвостовиков которых равна 1,3 мм – гарнитура этого типа используется для оснащения полупрофессиональных бензопил;
  • изделия, толщина хвостовиков которых равна 1,5 мм – используются для регулярного оборудования небольших, но мощных бытовых инструментов;
  • детали, толщина хвостовиков которых составляет от 1,6 до 2 мм – эта гарнитура монтируется только на мощные промышленный пилы.

Многие эксперты также делят рабочие органы по возможности их установки на бензопилы с функцией самостоятельной заточки. Исходя из этого свойства в продаже также может встречаться самозатачивающаяся гарнитура или цепь, которую нужно затачивать вручную.

Как выбрать цепь для бензопилы?

Подобрать цепь для бензопилы новичку поможет изучение нескольких важных факторов.

В их перечень входит:

  • материал гарнитуры – самыми надежными будут изделия, при производстве которых используется высоколегированная сталь, изготовленная с использованием никеля и хрома. Для возможности распиливания особо твердых пород древесины лучше всего выбирать гарнитуру с победитовыми напайками. При этом важно учесть, что победитовая цепь для бензопилы отличается большим весом, поэтому ее нужно устанавливать только на инструмент с высокой мощностью. О материале, из которого изготовлена деталь, подскажет маркировка на ее режущих зубьях;
  • количество звеньев – от этого параметра зависит КПД изделия. Чтобы определить количество элементов, нужно посчитать зубья пильной гарнитуры;
  • глубина распила – этот параметр зависит от высоты профиля цепного зуба. Сегодня покупатели могут выбрать один из двух вариантов – детали с высотой зубьев 0,635 мм или изделия, высота зубьев которых составляет 0,762 мм. Изделия первого типа используются для комплектации бытовых пил. Элементы второго типа устанавливаются на мощные полупрофессиональные и промышленные инструменты;
  • длина цепи – напрямую зависит от размеров используемой пилы. Подходящие габариты гарнитуры, как правило, указываются в инструкции по эксплуатации инструмента;
  • направление распиловки – покупателю потребуется заранее определить, как именно он будет распиливать древесину – вдоль или поперек. В каждом из этих случаев используются гарнитуры разных типов.

В том случае, если покупатель не может самостоятельно определить шаг цепи бензопилы или другие ее важные параметры, то можно воспользоваться доступной таблицей подбора цепей для популярных бензопил.

Как правильно натянуть цепь на бензопиле?

Натяжка цепи на бензопиле может быть выполнена двумя способами.

В их число входит:

  • традиционный метод натяжения при помощи инструмента – чтобы установить цепь на бензопилу потребуется стандартный ключ, который практически всегда поставляется в комплекте с бензиновой пилой. Первая сторона ключа – рабочая, которой откручиваются гайки. Другая сторона ключа представляет собой шлицевую отвертку. Чтобы правильно одеть цепь на бензопилу, нужно вначале ослабить гайки, которые располагаются на крышке, закрывающей место фиксации штатной шины. Главное – не спешить, и медленно подтянуть гарнитуру, регулярно проверяя ее руками. Для этого одной рукой нужно слегка потянуть деталь в нижней части заводской шины. После регулировки останется закрутить гайки в крышке;
  • натяжение без инструментов – с этим способом поставить цепь на бензопилу получиться легче и быстрее. Для этого в боковой части пилы есть заводской натяжитель. Путем его вращения оператор сможет контролировать положение гарнитуры на шине.

Как только установка цепи на бензопилу будет окончена, потребуется ее проверить. При оптимальном натяжении гарнитура не будет провисать в нижней части. Если оттянуть цепь от шины, то внутренние зубья детали должны выйти из пазов штатной шины примерно на 5 мм.

Важно разобраться в том, какой стороной ставить цепь на бензопилу. С этой целью непременно потребуется изучить указания в инструкции по эксплуатации инструмента.

Как укоротить цепь бензопилы своими руками?

Многие новички не всегда знают, что делать если растянулась цепь на бензопиле. Решить проблему поможет укорачивание гарнитуры на одно или несколько звеньев.

Чтобы расклепать цепь потребуются следующие инструменты:

  • тиски;
  • молоток;
  • наковальня;
  • наждачная бумага;
  • болгарка и алмазная шлифовальная насадка в форме круга;
  • тонкий бюродок.

Переклепать цепь также можно приспособлением, получившим название пробойник.

Существует несколько видов таких станков:

  • пробойник для цепных заклепок – этот инструмент используется исключительно для снятия лишних заклепок. Для этого пробойник оборудован наковальней с пазами для монтажа. Чтобы снять заклепки, в комплектации пробойника предусмотрено несколько пар сменных наконечников;
  • заклепочно-обкатный станок – после снятия лишнего звена, потребуется установить новое и заново заклепать гарнитуру. В этих целях используется заклепочно-обкатный станок. Этот заклепочник для цепей оборудован электрическим мотором, который выделяется высоким крутящим моментом. При работе со станком глубина пропила может составлять от 1,1 до 2 мм. В комплекте поставки заклепочника поставляются разные твердосплавные наковальни и вставки, которые при работе оборудования вращаются на разных скоростях.

Если у владельца пилы нет возможности приобрести станки, то можно укоротить цепь на бензопиле при помощи подручных инструментов.

Ремонт выглядит следующим образом:

  1. Сначала растянувшееся звено потребуется аккуратно сточить наждачной бумагой. При этом нужно стараться не повредить соседние звенья;
  2. Далее поврежденное звено потребуется сточить болгаркой
  3. После этого остатки элемента нужно вывернуть. При этом направляющие цепи нужно зажать тисками. Это даст возможность аккуратно срубить заклепки, которые располагаются на штатном соединительном звене.

После расклепывания гарнитуру нужно расположить между пластиками соединительного звена бородок, и резко ударить по нему молотком. После этого пластинки должны отсоединиться от заводской заклепки.

Перед тем, как заклепать цепь бензопилы, нужно купить ремонтное звено. При его выборе потребуется учесть вид гарнитуры, шаг и ее профиль. Чтобы правильно заклепать элемент, его потребуется расположить на наковальне. При этом открытая его часть должна быть направлена вверх. Затем на заклепки нужно надеть верхнюю пластину, и не сильно простучать ее молотком. Далее можно начать расплющивание заводских заклепок.

В домашних условиях это выполняется в таком порядке:

  1. Цепь нужно положить на наковальню, а бородок наставить на заклепку гарнитуры;
  2. После этого потребуется резко ударить по деталям молотком. То же самое нужно сделать со второй заклепкой;
  3. В конце потребуется убедиться, что звено гарнитуры свободно передвигается при вращении цепи.

Если укорачивание цепи своими руками было выполнено неправильно, в результате чего ремонтное звено не передвигается, то использовать такую гарнитуру для распиливания нельзя. При работе она может разорваться и нанести серьезную травму оператору.

Как смазывается цепь бензопилы?

В каждом инструменте для спиливания древесины предусмотрена система смазки гарнитуры. Именно она отвечает за подачу масла на шестерни, регулирующие ее вращение.

Этот механизм состоит из следующих элементов:

  • резервуар для масла – в большинстве бензопил расположен в картере мотора;
  • шланг – изготовлен из резины, обладающей устойчивостью к воздействию масла;
  • фильтр, который устанавливается вблизи резервуара;
  • масляный насос;
  • шестерня, передающая усилие двигателя бензопилы на масляную помпу.

Для того, чтобы смазка цепи бензопилы бесперебойно работала, нужно знать, чем смазывать игольчатый подшипник бензопилы. Лучше всего для этого подходят масла с высокой плотностью и эффектом проникновения. Оптимальными будут специальные масла производства компаний Stihl и Husqvarna, для внесения которых нужен обыкновенный шприц. Если использовать для регулярной смазки некачественные составы, то вскоре может потребоваться замена ведущего ролика и игольчатого подшипника.

Как работает система смазки цепи бензопилы?

Смазка бензопилы постоянно работает на основе масляного насоса. Масляный шланг заканчивается в точке, где шина соединяется с картером имеющейся бензопилы. В свою очередь на гарнитуре бензопилы предусмотрены отверстие или проточки, через которые штатное масло разгоняется по всем рабочим органам.

Устройство и принцип действия систем смазки используемых современных бензопил выделяется простотой. Это дает возможность отремонтировать механизм каждому владельцу бензинового инструмента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector