Летающий мотоцикл – уже реальность. Новейшая разработка российских специалистов

В России провели первый показательный полёт летающего мотоцикла

Первый публичный тестовый полет российского летающего мотоцикла HoverBike S3 состоялся в субботу в рамках международных соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам, которые прошли в Волоколамском районе Подмосковья на автодроме Moscow Raceway.

Пилот на HoverBike S3, который поднялся над землей на метр, пролетел около километра. «Полет дрона с пилотом — это достаточно значимое событие, которое позволяет судить об уровне развития техники, — прокомментировал первый тестовый запуск летающего мотоцикла его создатель Александр Атаманов, гендиректор компании HoverSurf.

По мнению инженера, за личным воздушным транспортом — будущее. «Город не резиновый, дома невозможно разделить, машины не могут ездить друг на друге, поэтому единственный шанс решить транспортную проблему — это открыть воздух именно для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси», — сказал он.

Мечта детства

Атаманов рассказал ТАСС, что идея превратить воздушное судно в личное средство передвижения у него возникла еще в детстве, благодаря отцу. Уже тогда Атаманов-младший лично тестировал мотодельтапланы, сконструированные его отцом и коллегами. В студенческие годы Атаманов связал свою жизнь с инженерной сферой, а затем начал работать с инновационными стартапами.

Проект по созданию летающего транспорта у специалиста уже третий по счету. Первые два стартапа: разработка нового вида очистки турбинного оборудования и компания, занимающаяся патентованием онлайн, — позволили Атаманову осуществить детскую мечту.

«Дроны покорили весь мир: на них снимают видео, ведут мониторинг. И совершенно естественный шаг — это начать их использовать для перевозки людей», — сказал он. По словам Атаманова, пассажирский дрон — это летающий компьютер, управляемый машиной, а не пилотом. Он удобен, компактен и прост по своей конструкции. «Поэтому эти машины, я считаю, завоюют мир. Мы сейчас находимся на пороге эволюции», — подчеркнул он.

Характеристика HoverBike S3

Как рассказал ТАСС сам инженер, летающий мотоцикл является разработкой российских инженеров. Он представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических двигателях. Сиденье и изгиб машины напоминает обычный мотоцикл, однако вместо колес — четыре мощных вентилятора. На приборной панели — выключатели (мотор, фары, гудок) и два джойстика управления.

Кроме того, перед полетом пилот должен надеть на руку чеку, как на водном мотоцикле, чтобы в случае аварийной ситуации автоматически отключить систему питания. Традиционной подушки безопасности нет, поскольку в случае аварии весь летающий мотоцикл, включая батарею, проминается вниз.

Максимальная нагрузка на HoverBike S3 составляет 150 кг. Сам же летающий мотоцикл весит 100 кг, 50 из которых — батарея, что делает его довольно мобильным и компактным. Высота полета пока ограничена пятью метрами. Одной зарядки будет достаточно для 30-минутного полета. Время зарядки аккумулятора — четыре часа.

«Даже в этой комплектации дрон хорошо работает при минус 20 градусах Цельсия, поэтому отдельно для севера мы вряд ли будем делать новый дрон, если, конечно, не будет заказов», — добавил специалист.

Максимальная скорость аппарата — до 70 км/ч. У HoverBike S3 есть три вида управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путем введения координатов по GPS.

«Наш мотоцикл проходит в любую дверь без разборки. Его можно хранить дома, даже в квартире. Его можно использовать на стандартном парковочном месте для взлета и посадки, не нужны никакие подготовленные площадки, поэтому массовое внедрение не за горами», — полагает Атаманов.

Линейка летающего транспорта

Компания HoverSurf занимается разработкой трех видов летающего транспорта: грузовой дрон, летающий мотоцикл и дрон-такси. Грузовой дрон — беспилотное летающее средство, — задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 кг. «К грузовому дрону интерес проявляет в основном Министерство обороны для доставки боеприпасов и медикаментов, а из гражданских — Сбербанк для инкассации в труднодоступных местах, Роснефть для мониторинга трасс», — сказал Атаманов.

Прямое назначение для летающего матоцикла, по мнению инженера, — спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а у летающего такси — персональный транспорт, перевозка людей. «Доставка пиццы — слишком дальняя перспектива, если говорить об использовании грузового дрона в гражданском рынке, он скорее предусмотрен для служебной отрасли», — считает эксперт.

Разработчик летающих автодронов считает, что 2 сентября, с первой минуты полета HoverBike S3, на свет появился новый вид спорта. «Правда, сегодня мы соревновались сами с собой», — оговаривается он.

Законность полётов в городе

Для того, что начать полеты по Москве или других закрытых зонах уже сейчас, пилоту необходимо пройти государственную регистрацию воздушного судна и получить лицензию пилота. Однако в городе есть определенные зоны, в число которых входят администрация президента и Кремль, где летать никому и ничему нельзя.

«В будущем законодательство, наверное, будет идти навстречу, потому что гораздо проще внести поправки в Воздушных кодекс и разрешить использовать дроны для перевозки людей, чем строить новые путепроводы, мосты через реки, рыть тоннели», — считает Атаманов.

Российский летающий мотоцикл Hoversurf Scorpion 1

Российские специалисты из компании Hoversurf разработали предсерийный прототип летающего мотоцикла Scorpion 1. Отечественный «ховербайк», способный передвигаться на высоте до трёх метров со скоростью близкой к 100 км/ч, обойдётся мотоциклистам недалёкого будущего
в $34 тыс. и уже доступен для предзаказа.

Идея подобного транспортного средства не нова – в 2014 году компания Malloy Aeronautics представила общественности концепцию экспериментального большегрузного мультироторного коптера Hoverbike, способного поднять в воздух взрослого человека. А всего год спустя, под патронажем Министерства обороны США, «Маллой Аэронавтикс» приняли участие в международном парижском авиасалоне Ле-Бурже.

Летающий мотоцикл Malloy прошёл все стадии проектирования и дизайна, но пока так и не был запущен в серию

Несмотря на то, что до широкомасштабных ходовых испытаний и серийного производства «ховербайка» дело еще не дошло (и пока неизвестно дойдёт ли) – идея получила множество восторженных откликов и не замедлила пойти «в народ».

Пару месяцев назад популярный британский видеоблоггер и изобретатель Колин Фёрз (Colin Furze) опубликовал видео летающего мотоцикла, собранного Колином в небольшом гараже!

В отличие от предусмотрительных американцев из Malloy, соблюдающих минимальную технику безопасности («мотокоптер» на видео был пристёгнут стропами и взлетал на месте), Колин бесстрашно наворачивал круги по двору и на открытом пространстве, совершал эффектные развороты в воздухе а также успел полетать ночью с подсветкой и фейерверком!

Летающий мотоцикл Колина Фёрза, собранный в гараже:

Было очевидно, что новую разработку быстро подхватят мировые производители и энтузиасты, и настолько же очевидно, что в России летающий мотоцикл мы увидим в числе последних. Финансовый кризис, труднодоступность необходимых комплектующих элементов и полное неприятие такого рода инициатив законодательной базой делали мечты о парящих байках недостижимо далёкими.

Поэтому новость о разработке российской компанией летающего мотоцикла такая же неожи-данная, как если бы сверхзвуковую транспортную систему типа Hyperloop провели, скажем, в Углич.

Но факт остаётся фактом – пока западный мир осторожно тестирует первые опытные образцы летающих «мотокоптеров», в России спроектировали и готовят к выходу серийную беспилотную машину Hoversurf Scorpion 1.

Видео лётных испытаний российского «ховербайка» Hoversurf Scorpion 1:

Рынка летающих мото пока не существует, поэтому конкурентов у Скорпиона попросту нет, но несмотря на это, по заявленной стоимости и техническим характеристикам, аппарат смотрится выигрышно даже на фоне многочисленных иностранных прототипов.

Расчётная предельная скорость российского «ховербайка» около 100 километров в час, а запас хода на аккумуляторах – 20 минут. В разработке находится гибридная версия двигателя на углеводородном топливе, позволяющем оптимизировать соотношение производительности к взлётной массе и увеличить продолжительность работы на одной заправке.

Рабочий эскиз «Ховерсёрфа». Фото с официального сайта компании

В отличии от зарубежных коллег, российских энтузиастов останавливает от полётов на максимальной скорости не боязнь за лётчиков-испытателей – их, судя по всему, хоть отбавляй, а то, что мотоцикл пока существует в единственном экземпляре.

У нас пока изготовлен один мотоцикл и нам страшно его повредить. Когда будет десять — сможем уже погонять.

рассказал разработчик летающего мотоцикла Александр Атаманов в интервью «Известиям».

Создатели российского «коптербайка», судя по всему, вообще довольно смело смотрят в будущее таких аппаратов – от вращающихся винтов защищены только ноги пилота, а на некоторых фотографиях у испытытелей отсутсвует даже шлем.

Читать еще:  Xiaomi Mi 8 vs OnePlus 6 – а есть ли разница?

Схема расположения винтов друг над другом (встречавшаяся в первых прототипах Malloy) и при этом отсутствие какой-либо их защиты, которой не побрезговал даже «гаражный» британский авиатор, вызывают сомнения в безопасности реальной эксплуатации «Скорпиона». Перекос или разрушение даже одного из винтов может привести к падению аэроциклиста со значительной высоты.

Российский «ховербайк» – перспективный продукт или очередной футуристичный дизайнерский концепт?

Кажущаяся беспечность происходящего является таковой лишь на первый взгляд. Создатели подходят к вопросам безопасности серьезно: максимальная высота полётов Scorpion 1 ограничена тремя метрами над поверхностью, а в качестве электронной начинки используются полётные контроллеры и программное обеспечение от лидирующих мировых производителей.

Ну а экипировкой пару раз пренебрегли ради эффектного кадра – в остальных случаях используется полный комплект мотокроссовой защиты.

Тесты «ховербайка» в рамках технологической стартап-конференции Startup Village 2016:

Люди склонны с недоверием относится к столь радикальным новшествам – меньше века назад обыватели точно также боялись пассажирских самолётов, считая что путешествовать по воздуху на такие расстояния могут только безумцы. Сегодня авиаперевозки – самый безопасный и один из самых востребованных видов транспорта.

Мы предложили концепцию летающего мотоцикла скорее для привлечения внимания — на самом деле с точки зрения рыночных перспектив больше обещает рынок большегрузных беспилотников. Тем не менее мотоцикл мы готовы изготовить, если нам поступит заказ, но мы видим, что пока люди с известной осторожностью относятся к таким изделиям, очевидно, побаиваются.

В создании аппарата принимает участие команда разработчиков из России, Латвии, Украины, Израиля и других стран, а вся работа происходит на территории РФ.

Заявленная стоимость новаторского устройства – 34 тысячи долларов (≈2 миллиона рублей), что на порядок ниже экспериментальных зарубежных образцов. Однако на данный момент стоимость предзаказа выше – $52 тыс., или около 3-х миллионов рублей по сегодняшнему курсу, что всё равно дешевле чем большинство иностранных аналогов.

Так, например, в 200 тысяч долларов оценивают чуть более энерговооружённый Flike Tricopter – близкую к серийному выпуску разработку венгерских инженеров из компании Bay Zoltan Nonprofit, представленную осенью прошлого года на выставке Middle East Extreme Sports Expo. Как и «Скорпион», «Трикоптер» развивает до 100 км/ч, но может подниматься на 30 метров, а заряда аккумулятора хватает на 40 минут – разница в характеристиках аппаратов не такая внушительная, как в цене.

Венгерский летающий мотоцикл Flike Tricopter стоимостью $200 тыс.:

К сожалению, несмотря на все преимущества отечественной разработки, в широком пользовании «Скорпионы» могут появится очень нескоро. Главная преграда для рынка летающих мотоциклов – законодательные нормы, строго регламентирующие безопасность полётов малой авиации и допуск пилотов к управлению.

Такие устройства нельзя купить и легально использовать частному лицу, так же как автомобиль или мотороллер, разве что летать над своим участком земли.

О перспективах говорить тяжело, но в любом случае мне схема квадрокоптера кажется не самой надежной, так как при поломке одного из винтов случится авария с плохо предсказуемыми последствиями. Лучше, на мой взгляд, будут развиваться технологии создания малых самолетов, способных садиться на полосы длиной 30–50 м.

Александр Грек, главный редактор журнала «Популярная механика»

С нетерпением ждём новостей о данном устройстве – ведь летающие автомобили и мотоциклы совсем скоро могут стать нашей повседневной реальностью, а не красивыми картинками в научно-фантастических журналах.

Летающий мотоцикл будущего по версии 3D-художника Vaughan Ling

Подпишитесь на обновления журнала Вконтакте, на Facebook, в Twitter или GooglePlus, чтобы первым узнавать о самом интересном в мире мотоциклов.

В России провели первые публичные испытания летающего мотоцикла

Первый публичный тестовый полет российского летающего мотоцикла HoverBike S3 состоялся в субботу в рамках международных соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам, которые прошли в Волоколамском районе Подмосковья на автодроме Moscow Raceway.

Пилот на HoverBike S3, который поднялся над землей на метр, пролетел около километра. «Полет дрона с пилотом — это достаточно значимое событие, которое позволяет судить об уровне развития техники, — прокомментировал первый тестовый запуск летающего мотоцикла его создатель Александр Атаманов, гендиректор компании HoverSurf.

По мнению инженера, за личным воздушным транспортом — будущее. «Город не резиновый, дома невозможно разделить, машины не могут ездить друг на друге, поэтому единственный шанс решить транспортную проблему — это открыть воздух именно для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси», — сказал он.

Мечта детства

Атаманов рассказал, что идея превратить воздушное судно в личное средство передвижения у него возникла еще в детстве, благодаря отцу. Уже тогда Атаманов-младший лично тестировал мотодельтапланы, сконструированные его отцом и коллегами. В студенческие годы Атаманов связал свою жизнь с инженерной сферой, а затем начал работать с инновационными стартапами.

Проект по созданию летающего транспорта у специалиста уже третий по счету. Первые два стартапа: разработка нового вида очистки турбинного оборудования и компания, занимающаяся патентованием онлайн, — позволили Атаманову осуществить детскую мечту.

«Дроны покорили весь мир: на них снимают видео, ведут мониторинг. И совершенно естественный шаг — это начать их использовать для перевозки людей», — сказал он. По словам Атаманова, пассажирский дрон — это летающий компьютер, управляемый машиной, а не пилотом. Он удобен, компактен и прост по своей конструкции. «Поэтому эти машины, я считаю, завоюют мир. Мы сейчас находимся на пороге эволюции», — подчеркнул он.

Характеристика HoverBike S3

Как рассказал сам инженер, летающий мотоцикл является разработкой российских инженеров. Он представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических двигателях. Сиденье и изгиб машины напоминает обычный мотоцикл, однако вместо колес — четыре мощных вентиля. На приборной панели — выключатели (мотор, фары, гудок) и два джойстика управления.

Кроме того, перед полетом пилот должен надеть на руку чеку, как на водном мотоцикле, чтобы в случае аварийной ситуации автоматически отключить систему питания. Традиционной подушки безопасности нет, поскольку в случае аварии весь летающий мотоцикл, включая батарею, проминается вниз.

Максимальная нагрузка на HoverBike S3 составляет 150 кг. Сам же летающий мотоцикл весит 100 кг, 50 из которых — батарея, что делает его довольно мобильным и компактным. Высота полета пока ограничена пятью метрами. Одной зарядки будет достаточно для 30-минутного полета. Время зарядки аккумулятора — четыре часа.

«Даже в этой комплектации дрон хорошо работает при минус 20 градусах Цельсия, поэтому отдельно для севера мы вряд ли будем делать новый дрон, если, конечно, не будет заказов», — добавил специалист.

Максимальная скорость аппарата — до 70 км/ч. У HoverBike S3 есть три вида управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путем введения координатов по GPS.

«Наш мотоцикл проходит в любую дверь без разборки. Его можно хранить дома, даже в квартире. Его можно использовать на стандартном парковочном месте для взлета и посадки, не нужны никакие подготовленные площадки, поэтому массовое внедрение не за горами», — полагает Атаманов.

Линейка летающего транспорта

Компания HoverSurf занимается разработкой трех видов летающего транспорта: грузовой дрон, летающий мотоцикл и дрон-такси. Грузовой дрон — беспилотное летающее средство, — задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 кг. «К грузовому дрону интерес проявляет в основном Министерство обороны для доставки боеприпасов и медикаментов, а из гражданских — Сбербанк для инкассации в труднодоступных местах, Роснефть для мониторинга трасс», — сказал Атаманов.

Прямое назначение для летающего матоцикла, по мнению инженера, — спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а у летающего такси — персональный транспорт, перевозка людей. «Доставка пиццы — слишком дальняя перспектива, если говорить об использовании грузового дрона в гражданском рынке, он скорее предусмотрен для служебной отрасли», — считает эксперт.

Разработчик летающих автодронов считает, что 2 сентября, с первой минуты полета HoverBike S3, на свет появился новый вид спорта. «Правда, сегодня мы соревновались сами с собой», — оговаривается он.

Законность полетов в городе

Для того, что начать полеты по Москве или других закрытых зонах уже сейчас, пилоту необходимо пройти государственную регистрацию воздушного судна и получить лицензию пилота. Однако в городе есть определенные зоны, в число которых входят администрация президента и Кремль, где летать никому и ничему нельзя.

«В будущем законодательство, наверное, будет идти навстречу, потому что гораздо проще внести поправки в Воздушных кодекс и разрешить использовать дроны для перевозки людей, чем строить новые путепроводы, мосты через реки, рыть тоннели», — считает Атаманов.

Читать еще:  Samsung Galaxy A5 – красивый смартфон с защитой от воды

Топ российских мотоциклов. От летающих, до бессмертной классики.

В недавнем прошлом на территории нашей страны производилось достаточно много мотоциклов. Силачи Уралы и Днепры, быстрые и опасные Явы, крепкие и трудолюбивые ИЖ-и, деревенские Восходы и Мински. Можно перечислять марки и дальше. После развала союза, кто-то перешёл в другую страну, кто-то и вовсе исчез. Давайте посмотрим, какие мотоциклы сейчас имеются у России.

Hoverbike S3 2019

Летающий мотоцикл HoverBike S3 является разработкой российских инженеров и представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических моторах. Концепция и сиденье напоминают обычный мотоцикл, однако вместо колёс — четыре винта на специальных кронштейнах, а на приборной панели, кроме обычных переключателей — два джойстика управления. Компания принадлежит Александру Атаманову, бизнес которого начался с российского ОКБ «АТМ грузовые дроны».

Hoversurf выпустила первый Hoverbike уже через год после основания и показала его на выставке технологий GITEX. В 2017 году компания подписала контракт на поставку полиции Дубая летающих мотоциклов. Квадрокоптеры нужны полиции Дубая для доступа в труднодоступные районы, например во время наводнений.

На сайте компании указано, что их консультирует создатель истребителей (МиГ-29, Су-27, Су-35, Су-37).

Вес летающего мотоцикла Hoversurf S3 2019 Hoverbike составляет 115 кг, а скорость полета достигает почти 100 км/ч. Безопасная высота полета равна семи метрам. К сожалению, с пилотом на борту летающий мотоцикл может находиться в воздухе не более 25 минут. В беспилотном режиме время полета составляет до 40 минут. При этом на полный заряд аккумуляторов требуется 2,5 часа. Как заявили в компании, характеристики мотоциклов будут постоянно улучшаться. Например, в Hoversurf уже разработали новую систему пропеллеров, которая компактнее, тише, безопаснее и эффективнее нынешней.

Полиция Дубая имеет исключительные права на заказ летающих мотоциклов у компании Hoversurf, но за 150 000 долларов США купить диковинку может любой желающий, имеющий открытую категорию летных прав.

Ural Gear Up и Ural CT

Внешний вид мотоцикла практически не изменился. Это всё тот же самый урал. Тяговитый, с приводом на коляску и весь пахнущий воспоминаниями детства. Из значимых изменений стоит отметить инжекторный двигатель, так что расход стал меше, чем у камаза :). Так же на мотоцикл поставили и дисковые тормоза. Везде по чуть чуть, так сказать. Но внимание на дороге привлекает.

Ценник тоже изменился и сейчас его можно приобрести от 600 000+ рублей. Народным он быть перестал, но истинные ценители должны оценить.

Например, Бред Пит такой себе уже приобрёл.

Более подробные характеристики моделей вы можете узнать на оф. сайте Урал.

Легенда снова возвращается.

На данный момент он доступен только правоохранительным органам, но в ближайшее время появится в продаже. Первые образцы шли с китайским мотором, в продажу ИЖ-ак поступит уже с отечественным.

Мотоцикл обладает следующими характеристиками: максимальная скорость хода ограничена 100 км/ч, запас хода составляет около 150 километров. Бесщеточный двигатель постоянного тока, мотор развивает максимальную мощность 15 кВт (20 л.с.). При зарядке двигатель электромотоцикла потребляет всего 10 кВт/час электроэнергии.

Преимущества электрических мотоциклов очевидны и речь идет не только о том, что они не вредят экологии нашей планеты. В первую очередь, это дешевизна их эксплуатации. По оценкам разработчиков, каждый пройденный мотоциклом «Пульсар» километр дороги оказывается в 10-15 раз дешевле, чем на мотоцикле с ДВС. Учитывая рост цен на топливо, это все более актуально. При этом полная зарядка электромотоцикла обойдется менее чем в 50 рублей.

Так же хочу вспомнить проект «Народного мотоцикла» от байкеров. Но там уже долгое время нет вестей и скорее всего его постигла судьба Ё-мобиля и Маруси.

Новинки российской промышленности: Беспилотный автобус, летающий мотоцикл и умный чемодан

5 июня 2017 19:21 32

Мотоцикл-ховербайк Scorpion 3 российского производства В Москве представили новую модель отечественного «летающего мотоцикла» Scorpion 3.

Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Фото: Александр ГЛУЗ

Петербургский международный экономический форум на этот раз был очень технологичным. По пассажу «Экспофорума» ездили роботы от Сбербанка. Они даже научились делать комплименты девушкам. На стендах стояли: квантовый передатчик, летающий мотоцикл и беспилотный автобус от « КамАЗа ». О том, какие новые разработки можно назвать перспективными и смогут ли они снять нас с нефтяной иглы, мы поговорили с руководителем направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрием Песковым .

ПОМОГАЕМ НОВЫМ КОМПАНИЯМ РАСТИ И ЗАХВАТЫВАТЬ МИР

— Чем в принципе занимается Агентство стратегических инициатив?

— Сегодня АСИ продюсирует целый ряд направлений, технологий и людей, которые способны создавать технологии. Это новые способы квантовой коммуникации. Это летающие мотоциклы. Это беспилотники на экспорт. Это беспилотные автобусы на улицах российских городов. Это новые электрические сети для удаленных российских деревень и поселков. И это люди, которые способны эти технологии создавать и внедрять в жизнь, в реальность. Это интереснейшие направления – про то, как переделать еще советскую легкую промышленность в креативные кластеры, которые создают модные коллекции на мировой экспорт. Это темы, с которыми мы работаем.

— Каков ваш принцип работы?

— Мы прогнозируем будущее. Но, в отличие от обычных экспертов, берем на себя ответственность за реализацию наших прогнозов. Мы определяем новые рынки, которых еще не существуют, но которые прямо сейчас возникают. Цифровое здравоохранение, новый рынок технологической моды. И на этих рынках мы находим команды, которые способны создавать реальные продукты, которые можно пощупать руками, которые можно продать в мире или в России . И дальше мы вместе с ними определяем, как надо помочь. Кому-то нужны деньги, кому-то нужно поменять руководство вуза для того, чтобы там начали готовить нужные кадры. Кому-то нужно изменить нормативные акты так, чтобы, например, если студент сделал стартап, его можно было засчитать в качестве диплома. Снимаем нормативные ограничения, привлекаем инвестиции, находим нужных партнеров для того, чтобы эти новые компании – национальная гордость — могли расти и захватывать мир. Такая скромная задача.

— Вы делаете некий прогноз и потом даете какие-то рекомендации чиновникам?

— Не просто рекомендации. Как правило, наши форсайты иногда через неделю, иногда через год, но воплощаются в решения правительства, министерств, рекомендации уже исходят не от нас, а от президента России, и мы разворачиваем систему управления в нужную сторону. А рецепт очень простой. Мы с чиновниками работаем как с людьми. Есть некоторые вещи, в которых существует национальный консенсус, с которым все согласны. Например, мы все хотим, чтобы наши дети получали лучшее в мире образование и готовились под профессии, которые будут нужны в мире будущего. Тяжело с этим спорить. Вот мы сделали атлас новых профессий – там под 300 профессий, которые сегодня возникают. И дальше со школьными учителями, с университетами меняем учебные программы, вводим их, легализуем. В прошлом году мы легализовали профессию «оператор беспилотного летательного аппарата». Сегодня в стране уже десятки программ, которые готовят в разных регионах под эту профессию.

— Имеются в виду дроны?

— Да. Причем это рабочая профессия. Это не высшая магистратура, это профессия, которую получают в ПТУ . Или в колледжах. Еще пример — оператор мобильной робототехники. И здесь консенсус, все политические силы согласны с необходимостью это делать.

— Вы меня поразили словосочетанием «летающий мотоцикл». Что это?

— Он рядом здесь стоит (на стенде недалеко от студии « КП » во время ПМЭФ. — Прим. Ред.). Летающий мотоцикл. Любой человек может «загуглить в Яндексе » и увидеть, как этот мотоцикл летает. Мы надеемся, что через год-два первые поступят в продажу. Это российское производство. Обсуждаем выбор производственной площадки. Несколько дней назад по Невскому уже ездил беспилотный автобус. Его можно увидеть в социальных сетях. Есть видео. Это уже реальность.

— А что еще мы сможем скоро увидеть на улицах в рамках ваших проектов?

— Большое количество дронов доставки медикаментов. Это самые разнообразные решения в области робототехники – от сервисной до производств. Это быстрое производство из композитных материалов спортивного оборудования. Сверхлегкие умные чемоданы. Одна из наших компаний собирается вывести в мир сумки, которые за владельцем бегают по аэропорту. Огромное количество решений по электрокардиограмме, которая снимается врачами удаленно. Некоторые уже есть в продаже. Это российское производство. Или вот еще. У нас есть прекрасный продукт – нейрокепка. Она не дает уснуть водителю в дороге. Ведь огромное количество ДТП происходит, когда дальнобойщики засыпают за рулем. А здесь вы надеваете кепочку, она считывает ваш альфа-ритм. И в нужный момент она вам световыми , звуковыми сигналами делает так, чтобы вы не уснули. И таким образом предотвращает ДТП. Можно уже купить в интернете.

Читать еще:  Подключение DVD к телевизору

ЕСЛИ ПОКУПАЮТ ЗА РУБЕЖОМ, ЗНАЧИТ, ВЫ ДЕЛАЕТЕ ХОРОШО

— О каких рынках идет речь? Внутреннем или внешнем?

— Конечно, замахиваемся на мир. Это всегда глобальные амбиции. Потому что мы глубоко уверены в том, что нет отдельного российского рынка. Если уж делаешь какой-то продукт, надо заниматься не импортозамещением, а импортоопережением и создавать продукты, которые можно выводить в мир. А внедрять в первую очередь мы можем в России. И это прекрасно, когда Россия становится таким полигоном для внедрения передовых технологий. Важно, чтобы они не только в России оставались. Чтобы они сразу шли на экспорт. Если у вас вещь покупают другие страны, значит вы делаете не фигню. И это очень простая штука. Если вы внутри делаете что-то, вы можете как-то договориться с чиновниками, чтобы они как-то вам это зачли. Например, на госзакупках у вас этот продукт взяли. А когда у вас покупают другие страны, значит вы делаете хорошо. И вот это правильный критерий.

— Самое большое ограничение, которое мешает нам делать хорошо, это производительность труда. Она у нас на очень низком уровне. Почему?

— Производительность труда — это способность сделать определенный объем продукции за определенное время. Я думаю, одна из проблем состоит в том, что мы подходили к решению этой проблемы бухгалтерски. Честно говоря, до сих пор подходим. Такое впечатление, что мы правильно цифры перекинем из одного столбика в другой, и у нас производительность труда волшебным образом вырастет. Конечно, есть большой потенциал в росте производительности за счет нормативного изменения. Давайте поменяем налоговый режим и все остальное. Но я думаю, что ключ в человеке, который стоит на конкретном месте и за конкретное время должен сделать конкретный правильный объем продукции. И вот здесь у нас есть движение WorldSkills, которое мы создали несколько лет назад, в котором сегодня работают все регионы. Половина колледжей в стране выпускают сейчас студентов по стандартам WorldSkills. Это как раз не фантастика, а способность за конкретную единицу времени сделать стандартный качественный продукт. Мы же знаем про проклятье русского человека, анекдот про « АвтоВАЗ »: место проклятое. WorldSkills позволяет сделать так, чтобы мы делали хорошо массовый продукт. Потому что русский человек креативный, ему скучно делать одно и то же. С ним надо работать. И вот это – производительность труда. Когда ты делаешь массовое стандартное производство. И делаешь его хорошо.

— Получается, менталитет нужно менять для этого.

— Конечно. И даже страшная вещь – в нейрофизиологии. Мы в рамках WorldSkills сделали передовую мировую практику. И сегодня к нам приезжают десятки стран мира учиться тому, как готовить рабочих и инженеров для новых отраслей. В Краснодар заявилось 40 стран приехать к нам и учиться. Это не Африка . Это США , Канада , Китай , Япония , Южная Корея . Приезжают в Россию и учатся тому, как готовить кадры для новых отраслей.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ КОРПОРАЦИЕЙ, ЧТОБЫ ЭКСПОРТИРОВАТЬ СВОЙ ТОВАР

— Вторая часть проблемы – технологическое отставание. Увеличить производительность труда можно за счет автоматизации. Это требует больших инвестиций? Или тогда у нас высвободится слишком много рабочих рук?

— Вы правы, это одна из самых серьезных проблем, связанных с производительностью труда. Потому что, если захотеть решить эту проблему формально, ее можно решить довольно быстро. У нас есть огромные корпорации, например, в группе компаний « РЖД ». Там два года назад работало больше миллиона человек. Если проводить сокращения, можно уволить 300 — 400 тысяч. Но вопрос – куда денутся эти люди? Это бесчеловечно. Это вредно для экономики. Поэтому просто производительность труда не является панацеей. Мы сначала должны создать массовые новые профессии, мы должны найти для них новые рынки. И потом уже переподготавливать людей в эти новые рынки.

— Есть ли такие рынки?

— Да, есть. Например, тот же рынок легкой промышленности, который мы сейчас распаковываем в рынок моды. Если раньше на ткацкой фабрике работало 2 тысячи человек, сейчас может работать 20 человек. Ивановские вузы выпускают 42 тысячи студентов. Готовить их под старые рынки просто нельзя. Что мы делаем с губернатором Ивановской области, с Министерством промышленности и торговли. Давайте мы поменяем процесс подготовки в университетах, чтобы они выпускали не человека у станка, а команды, которые бы, например, в качестве дипломной работы создавали коллекцию на 3D-принтерах, высокотехнологичную, с использованием больших данных, новых материалов. И продавали ее на глобальных рынках. Раньше это было невозможно. Потому что это было очень дорого. А сейчас, когда появились такие платформы, как Alibaba, вы можете, просто отправляя свою продукцию из дома посылками, торговать на китайском рынке. У вас издержки минимальны. Цифровые платформы, цифровая экономика позволяют эти новые рынки по миру распаковывать. Сегодня бабушка в маленькой деревне в Новгородской области, которая делает маленький, но красивый дизайн, Гжель , например, ее спокойно можно по всему миру дешево продавать. И эта новая реальность сегодня сложилась. И весь наш потенциал от народных промыслов до рынка легкой промышленности можно сегодня предъявить миру и продавать его. Экспортными компаниями становятся не огромные монстры типа «Росатома» или « Ростеха », а десятки тысяч индивидуальных предпринимателей. Важно показать им эти рынки, важно их открыть, снять нормативные барьеры и дать возможность творить и продавать свое творчество по миру. У нас огромное количество примеров, где люди это делают.

С НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ НЕ СЛЕЗЕМ, НО ЗАРАБАТЫВАТЬ НА НОВЫХ РЫНКАХ БУДЕМ

— Что касается цифровой экономики, это некий тренд, который сейчас сильно будет влиять на развитие всей экономики. Что нас еще ждет в ближайшие годы?

— Множество интересного. Во-первых, это наращивание качественных госуслуг. Мы видим сегодня, как уже во многих крупных городах исчезли очереди, не надо стоять в них, чтобы получить загранпаспорт, чтобы оплатить штрафы. Множество всего интересного. Что ждет многих водителей, которые сегодня любят лихачить на дорогах. У нас до этого внедрялись камеры, они взимают штрафы. Решение, которое сегодня разрабатываются, — поминутное КАСКО. Вам не надо платить 50 или 100 тысяч рублей в год, что очень дорого. Вы сели в машину, на своем телефоне нажали кнопочку, и у вас КАСКО считается по минутам. Но есть хитрость. У вас очень низкий тариф. Но если вы начинаете превышать скорость на 20 км, у вас тариф в режиме реального времени подрастает. Если на 40 км, то еще подрастает. А если на 60, то деньги как в топку начинают уходить. Если вы начинаете играть в «шашечки» на дороге, тариф становится пятикратным. Или резко тормозите и резко разгоняетесь. В этом случае у вас тоже тариф растет.

— Мотивация лихачить сразу пропадает.

— Думаю, что через несколько лет мы от КАСКО и до ОСАГО доберемся.

— Вы часто общаетесь со стартаперами. По вашим ощущениям, у нас есть в будущем возможность слезть с сырьевой иглы?

— Я бы сказал, что в ближайшем будущем сырье останется в качестве основы нашего бюджета. Но дополнительные деньги, которые можно тратить на развитие, нам надо учиться зарабатывать уже на новых рынках. С иглы целиком не слезем, но убедимся в том, что свет с конце тоннеля есть. И это не свет идущего нам навстречу поезда.

ПМЭФ-2017: Новинки российской промышленности Петербургский международный экономический форум на этот раз был очень технологичным. По пассажу «Экспофорума» ездили роботы от Сбербанка. Они даже научились делать комплименты девушкам. На стендах стояли: квантовый передатчик, летающий мотоцикл и беспилотный автобус от «КамАЗа». Андрей Минаев

ПМЭФ-2017. Дмитрий Песков, Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Петербургский международный экономический форум на этот раз был очень технологичным. По пассажу «Экспофорума» ездили роботы от Сбербанка. Они даже научились делать комплименты девушкам. На стендах стояли: квантовый передатчик, летающий мотоцикл и беспилотный автобус от «КамАЗа». О том, какие новые разработки можно назвать перспективными и смогут ли они снять нас с нефтяной иглы, мы поговорили с руководителем направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрием Песковым. Андрей Минаев

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector